Российские вузы в мировой табели о рангах уступили африканскому
Лента новостей
Опубликован рейтинг ведущих вузов мира, составленный британским изданием Times Higher Education и Thomson Reuters. Российские вузы не попали в число 200 лучших университетов мира, но по сравнению с прошлым годом МГУ им. Ломоносова позиции заметно укрепил
Влиятельное британское издание Times Higher Education совместно с информационным агентством Thomson Reuters, составило ежегодный рейтинг лучших вузов мира, в который вошли 400 высших учебных заведений. В нем есть и российские университеты, однако ни один из них не вошел в список 200 самых престижных.
Рейтинг мировых вузов (World University Rankings) публикуется с 2004 года на основе уровня образовательных и исследовательских программ, цитируемости научных статей, уровня доходности от исследований вузов, количества иностранных студентов и специалистов и других ключевых показателей (всего их 13). Также при его составлении проводится опрос в академической среде (в 2012 году в нем приняли участие 16,6 тысячи респондентов).
Лучшим вузом второй год подряд признан Калифорнийский технологический институт (США), второе место делят британский и американский университеты — Оксфордский и Стэндфордский. На четвертом месте — являвшийся безоговорочным лидером на протяжении многих лет Гарвардский университет. Пятая позиция — за Массачусетским технологическим институтом.
Всего в рейтинге представлены 24 страны — на две меньше, чем в минувшем учебном год. В десятке лучших университетов семь представителей США. В списке 2— лучших американских вузов 76 (на один больше, чем в 2011 году). При этом рейтинги 51-го американского университета в этом году были понижены.
Второе место по представительству занимает Великобритания. Наивысшую позицию из вузов, находящихся за пределами США и Соединенного Королевства, занял Швейцарский федеральный технологический университет в Цюрихе (12 место).
Идем на Восток
Авторы исследования отмечают, что, несмотря на доминирование в рейтинге США и Великобритании, намечается тенденция смещения в сторону Востока.
Так, в частности, вырос рейтинг двух ведущих вузов Китая. Так, Пекинский университет поднялся с 49-го на 46-е место, а университет Цинхуа совершил рывок сразу на 19 позиций, переместившись с 71-ой на 52-ю строчку. Основная причина таких результатов, по мнению составители рейтинга, заключается в крупных инвестициях со стороны государства в развитие университетов мирового класса. «Это приносит свои плоды», — говорится в исследовании.
Поднимаются в рейтинге и ведущие сингапурские университеты. Национальный университет Сингапура укрепил свои позиции, поднявшись с 40-го на 29-е место, а достижение Технологического университета Наньянга тоже выглядит впечатляющим — он поднялся с 169-й строчки на 86-ю.
При этом самым успешным азиатским вузом является Токийский университет, занявший 27-е место.
Отметим, Ближний Восток в списке лучших двух сотен представлен тремя университетами в Израиле, у Африки один представитель — Кейптаунский университет.
«До сих пор не синхронизировались»
Лучшим российским вузом объявлен Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова. Он занял в рейтинге 216-е место, и это можно считать успехом, так как в предыдущие годы МГУ был в конце третьей сотни.
Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ (Московский инженерно-физический институт) занимает место в группе с 226 по 250 место (более точной позиции составители рейтинга не определяют, объединяя вузы в группы по 25).
Санкт-Петербургский государственный университет в этом году выбыл из списка 400 лучших высших учебных заведений мира.
Редактор рейтинга Фил Бейти называет результаты, показанные российскими вузами, неоднозначными: «То, что лучший российский вуз — МГУ — по-прежнему за пределами элитной «группы 200» является поводом для беспокойства. Но он все же приблизился к ней и очень близок к тому, чтобы войти в число лучших. Если Россия продолжит курс на реформы, в том числе и на более тесную международную интеграцию, мы можем надеяться, что у ее вузов есть хорошие перспективы».
Директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина в беседе с BFM.ru поделилась мнением, что на данный момент совокупный уровень российских вузов соответствует тем местам, которые они занимают в рейтинге.
«Этот рейтинг действительно можно считать объективным, он составляется широким кругом известных, уважаемых во всем мире экспертов. Поэтому он является своего рода навигатором для студентов, профессуры, которые готовы попробовать свои силы за рубежом и выбирают, где это можно сделать. Безусловно, он весьма авторитетен», — отмечает Ирина Абанкина.
По ее словам, тот факт, что некоторые российские вузы постепенно продвигаются вверх по рейтингу — уже положительная тенденция. «Это очень хорошо, но пока прилагаемых усилий недостаточно, чтобы войти в 200 лучших, и на то есть объективные причины. К примеру, у нас очень низкая доля иностранных студентов. Пока у нас нет готовности принять серьезный поток из-за границы, так как практически нет специальных программ на иностранных языках, очень плохие условия для проживания и так далее. Помимо этого у наших вузов очень низкий рейтинг цитирования, хотя в этом направлении и ведется работа», — комментирует Ирина Абанкина.
Но одной из главных причин нынешнего положения российских вузов является несоответствие по ряду принципиальных аспектов с западными. Речь идет о Болонской системе образования, которую власти «со скрипом» пытаются внедрить в России.
«Ограничения, которые есть в наших вузах из-за языка, из-за медленного перехода на Болонскую систему, из-за отсутствия так называемых возможностей специальных контрактов, все это очень сильно влияет на низкий рейтинг наших вузов. Нет взаимного признания дипломов, не совпадают степени. К примеру, на Западе после магистра — доктор. А у нас — кандидат в доктора. Нужно приравнять наши кандидатские к их докторским — так сделали на Украине в Казахстане, а у нас до сих пор не синхронизировались», — отметила собеседница BFM.ru.
При этом кардинальных перемен в ближайшее время ожидать не приходится, полагает Ирина Абанкина. «Пока наша система второго уровня образования еще только начинает работать. В бакалавриат студенты поступили только в 2011 году, поэтому в магистратуру оттуда поток пойдет не раньше 2015-2016 годов. Когда у нас в магистратуре будет учиться 35% студентов, а не 7% как сейчас, ситуация начнет меняться. В общем, нужно еще очень многое сделать», — констатирует директор Института развития образования НИУ ВШЭ.