16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8043
  • RTS1134.77
31 октября 2018, 12:34 Компании

Зеркало экономики

Лента новостей

О чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге? Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?

Фото: BFM.ru

Сегодня подведем итоги сентября, а главное — за три квартала года. Основная цифра: погрузка на ж/д за январь — сентябрь выросла на 2,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Цифра вполне удовлетворительная и соответствует тем темпам, что погрузка показывала в течение года, то есть около 3%. Если говорить о лидерах, то это по-прежнему уголь — самый массовый груз железных дорог, черные металлы и зерно. Подробнее рассказывает председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин:

Павел Иванкин председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта «Основной драйвер у нас на железнодорожных перевозках сохраняется, это уголь, его объемы прирастают где-то порядка 5%. Причем общая погрузка в сентябре притормозила, но в целом динамика положительная, около 3% по отношению к 2017 году. Очень хорошим драйвером сейчас являются металлы, которые растут практически на 10%. Ну и сохраняется позитивная динамика по зерну, там порядка 40%».

Все вышеперечисленные грузы — это экспортные товары нашей страны. И рост перевозок в первую очередь связан именно с поставками за рубеж. Лучшая динамика по-прежнему у хлебных грузов, эта тенденция сохраняется с прошлого года, мы продолжаем вывозить рекордный урожай. Что касается угля, то растут не только экспортные перевозки, но и внутренние. Тут тоже все понятно: в России начался отопительный сезон. Что же касается зарубежных направлений, то на все вышеперечисленные товары сейчас высокие цены и высокий спрос.

«В первую очередь это, конечно, хорошая внешнеэкономическая конъюнктура. Хороший спрос на наши энергетические товары, который есть в Азиатско-Тихоокеанском регионе, частично в европейской части. Сейчас за счет угля погрузка показывает действительно хорошие показатели за последние несколько лет. Уголь активно идет в направлении Дальнего Востока. Это позволяет развивать и БАМ, и Транссиб, сегодня инфраструктура там работает на пределе, но железные дороги пока справляются с тем объемом, который отправители, в первую очередь угольные компании, предъявляют. Там сейчас идут работы по модернизации БАМа, Транссиба, расширяются пропускные, провозные способности».

Отметим также рост лесных грузов, они за три квартала прибавили 4%. И точно такой же показатель у химических и минеральных удобрений. Еще одна важная для нас номенклатура — нефть и нефтепродукты. В последние годы их перевозка по ж/д в лучшем случае не падала. Связано это с конкуренцией с трубопроводным, автомобильным и речным транспортом. Но за три квартала этого года нефтеналив вырос почти на полпроцента, для него это очень хорошая цифра. И вообще можно говорить, что появилась тенденция хоть небольшого, но устойчивого роста.

«В целом нефтеналив за последнее время не обладает отрицательной динамикой. Он колеблется в объеме 1-0,5%, объемы перевозок по железной дороге в последнее время находятся на определенном стабильном уровне. Связано это с тем, что есть определенная номенклатура грузов, которая тяготеет к перевозкам по железной дороге, и эта номенклатура в любом случае остается на железной дороге, несмотря на то, что есть высокая конкуренция с трубопроводным транспортом. Плюс окончание навигации. Сюда вернулась часть грузов, которая уходила на речные перевозки».

Теперь немного о негативе. В сентябре было небольшое замедление, рост погрузки не превысил одного процента. Тут несколько причин. Во-первых, на динамику повлияло падение перевозок строительных грузов: у них минус 6%. Во-вторых, как показывает практика, основной объем своих товаров российские компании обычно перевозят в течение первого полугодия, замедление для осени — нормальное явление. Вполне вероятно, что в IV квартале эта тенденция сохранится. Хотя грузоперевозки все равно будут расти и все поставленные цели по объемам будут выполнены.

«Российские железные дороги» все, что было предъявлено, вывозят. Если говорить о IV квартале, то, как показывает опыт последних лет, в IV квартале, скорее всего, будет некое замедление темпов роста объема перевозок. Но я думаю, что в рамках бюджета годового железнодорожники все показатели выполнят».

И еще один важный момент. Закончился сезон летних пассажирских перевозок. Это позволило железнодорожникам активизировать ремонтные работы и программы по модернизации инфраструктуры, в частности БАМа и Транссиба, что тоже влияет на динамику роста грузоперевозок. Но это и задел для того, чтобы в будущем погрузка росла еще большими темпами. Что будет дальше, покажет статистика. Скоро подоспеют данные за октябрь, заглянем в «Зеркало экономики» через месяц.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию