16+
Пятница, 4 октября 2024
  • BRENT $ 77.61 / ₽ 7375
  • RTS922.39
12 декабря 2020, 12:58 Общество

Александр Адабашьян: «Невозможно представить роли, которые Гафт не смог бы сыграть»

Валентина Гафта не стало утром 12 декабря. Он умер от последствий инсульта. Business FM попросила друзей и коллег артиста рассказать, каким он был

Валентин Гафт.
Валентин Гафт. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Обновлено в 18:20

Умер Валентин Гафт. Об этом ТАСС рассказала его жена — актриса Ольга Остроумова. Народный артист скончался дома утром 12 декабря от последствий инсульта, передает «Интерфакс». Гафту было 85 лет.

Валентин Гафт не из потомственных актеров. Отец — прокурор, ветеран Великой Отечественной войны, мать — домохозяйка. Будущий артист родился в Москве. В 1935 году семья жила на улице Матросская Тишина, рядом с рынком, тюрьмой и студенческим общежитием — «весь мир в миниатюре», как потом шутил сам актер.

Гафт окончил Школу-студию МХАТ. Перед поступлением туда он случайно встретил в Сокольниках своего кумира, актера Сергея Столярова. Молодой человек не постеснялся и попросил прослушать его, дать совет. Гафт говорил, что эта встреча ему очень помогла.

В 1964 году он попал в «Ленком» и пять лет играл под руководством Анатолия Эфроса. Затем Олег Ефремов позвал его в «Современник», где Гафт служил уже до конца жизни. Его называют одним из любимых артистов Эльдара Рязанова. Режиссер звал его почти во все свои картины. Одним из самых блистательных с его участием стал фильм «Гараж» 1979 года, реплики его героя — председателя собрания — стали крылатыми. Затем были «Небеса обетованные», «О бедном гусаре замолвите слово», «Забытая мелодия для флейты», «Старые клячи».

Сам Гафт о сотрудничестве с Рязановым говорил следующее:

«Я не играл больших ролей никогда. Я со своей внешностью не соответствовал, так сказать, героям нашего времени. И только благодаря Эльдару Александровичу Рязанову я стал сниматься, у меня появились большие роли».

Гафт был востребован и у других режиссеров. Он сыграл в легендарных фильмах «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Чародеи», «Анкор, еще анкор!» и многих других. В 2000-е годы актер снимался редко. В 2005-м попал в основной актерский состав сериала Владимира Бортко «Мастер и Маргарита», где сыграл иудейского священника Иосифа Каиафу. Затем появился в картинах «Утомленные солнцем — 2: Предстояние», «Ленинград», «Елки-3».

Не существует актерского амплуа, с которым Гафт бы не справился, — совершенно штучный актер, говорит российский и советский сценарист, кинорежиссер, актер, кинодраматург Александр Адабашьян:

Александр Адабашьян российский и советский сценарист, кинорежиссер, актер, кинодраматург «Замечательный был артист, замечательный человек, совершенно не похожий ни на кого ни в актерстве, ни в жизни, ни в своих стихах. Работал с ним немножко совсем в театре, в кино, по-моему, только в одной картине. Общались, когда где-то встречались. Безумно жаль, что уходит это поколение дружно. Это был штучный во всех отношениях человек. Без амлуа — то есть за всю свою жизнь так и не показал, чего он не может. Мог быть и героем, и героем-любовником, и бандитом, и комедиант очень смешной был. В общем, невозможно представить роли, которые Гафт не смог бы сыграть. Артист универсальный. Что касается его эпиграмм, уже ему приписывают то, чего он не писал, потому что слава его обгоняла».

С конца 80-х годов актер выпустил несколько сборников стихов своего сочинения. Знаменит он и своими колкими эпиграммами. Чаще всего он посвящал их друзьям и коллегам. Например, «Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян» или вот для режиссера родного «Современника» Галины Волчек — «В ней, толстой, совместились тонко любовь к искусству и к комиссионке».

Теперь нет ни Джигарханяна, ни Волчек. Гафт ушел последним из того «Современника», который считался великим, говорит советский и российский театральный режиссер, педагог, художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз:

Иосиф Райхельгауз театральный режиссер, педагог, художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы» «Валентин Гафт — последний в ряду того великого, знаменитого, потрясающего, прекрасного «Современника». Олег Николаевич Ефремов и Людмила Ивановна Иванова, и Кваша, потом уже, к сожалению, Табаков и Волчек, и вот теперь Гафт — все. Вот теперь тот «Современник» закрылся. Мне посчастливилось с ними работать. Помню, они меня еще студентом позвали ставить первый в жизни профессиональный большой спектакль «Из записок Лопатина» — Лопатина играл Гафт. Когда труппа принимала пьесу и я совсем юный ее читал, вся труппа голосовала за пьесу, а один был против — Гафт. Вот тут я и понял, что Гафт должен играть Лопатина. И с тех пор это, конечно, один из самых главных моментов в жизни, одна из самых главных встреч — встреча с Валентином Иосифовичем. Он разбрасывал свои великие эпиграммы выдающиеся и лирические стихи. Он просто звонил мне в два-три часа ночи, будил, конечно же, это же был телефон в общежитии «Современника». Я подходил к трубке, а он говорил: «Старик, хорошо, что ты не спишь. Есть идея...» И дальше он читал какую-нибудь эпиграмму, или спрашивал, или рассказывал».

Гафт был женат трижды. Неоднократно выступал в защиту животных: за принятие закона против жестокого обращения с ними, введение поста уполномоченного по правам животных, прекращение преследования ветеринаров за использование наркоза. В 2000 году он был среди тех, кто осудил возвращение к советскому гимну на музыку Александрова.

Гафт — человек, который не шел на компромиссы по отношению к себе и своей профессии, пример для коллег, для людей искусства, считает народный артист России Аристарх Ливанов.

Аристарх Ливановнародный артист России«Это великий человек — совестливый, принципиальный. Эту принципиальность очень трудно в себе нести и руководствоваться ею, тем более что ты принадлежишь к ужасному искусству театральному и киноискусству — тут сплошные соблазны, подсказки со стороны всего, что может привести к необдуманным поступкам. Очень трудно оставаться художником всегда, в любых ситуациях, это умение не идти на компромиссы всю жизнь с самого начала и умение давать себе и окружающим правильную оценку. Он себя не щадил, он был самосоздающим и самовоспитуемым организмом, который все время находился под контролем высочайшей художественности, которую он в себе берег, ценил, на которую все время ориентировался. Так жить очень трудно. Легче, как говорится, прощать себе все, что можно и нельзя. Он легких путей не искал. Он мне был дорог чрезвычайно. Есть люди, на которых все время оглядываешься, измеряешь свои собственные чаяния и поступки через такие авторитеты, которым являлся он для меня. Я все время на Алексея Петренко оглядывался и на Валечку. Теперь не знаю, на кого оглядываться».

Гафт был ярым болельщиком московского «Спартака». Футбольный клуб одним из первых выразил соболезнования родным и близким артиста.

Последние годы он больше времени посвящал отдыху в кругу семьи, вместе с супругой Ольгой Остроумовой любил бывать в Юрмале. И два раза в месяц выходил на сцену «Современника» в постановке «Пока существует пространство».

Актера похоронят на Троекуровском кладбище на аллее деятелей искусств 15 декабря.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию