16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
19 января 2021, 13:35 ФинансыЦБ

ЦБ ищет информаторов: сотрудники банков могут сообщать о нарушении прав потребителей

Лента новостей

Сотрудники финансовых организаций уже могут оставить на сайте Банка России анонимную жалобу на нарушение их работодателем прав потребителей финуслуг

Банк России.
Банк России. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Обновлено в 15:04

ЦБ намерен развивать институт информаторов в банковской сфере, чтобы регулятор мог выявлять нарушения прав потребителей со стороны финорганизаций, пишет газета «Известия». Сотрудники банков смогут отправить в ЦБ анонимную жалобу на своего работодателя, если он, например, навязывает финансовые продукты или вводит клиента в заблуждение.

Однако гарантировать анонимность тут невозможно, считает начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий.

Максим ОсадчийМаксим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «По всей видимости, это реакция ЦБ на возросший в ходе эпидемии вал жалоб на банки со стороны потребителей. В первую очередь, конечно, это жалобы, связанные с отказом в предоставлении кредитных каникул. ЦБ пытается изыскать дополнительные меры воздействия на банки. Речь идет о сотрудниках банка, которые должны «стучать» на своего работодателя. В российской культуре это, конечно, не приветствуется: если человек настучит на работодателя, это станет известно людям. Гарантии анонимности же быть не может, поскольку нет же какой-то такой, скажем так, непрозрачной стены между банками и регулятором. Есть и какие-то личные взаимоотношения между сотрудниками банков и ЦБ, так что утечки информации могут быть в любых направлениях. Поэтому анонимность стукача абсолютно не может быть гарантирована, поэтому вряд ли можно ожидать уж очень большого вала «стука» со стороны сотрудников банков на своих работодателей. Я так понимаю, материальное поощрение не предусматривается. Если будет очень серьезное материальное поощрение, как, скажем, в США, когда какая-то доля штрафа просто перечисляется стукачу, то, конечно, моральные соображения и соображения риска могут быть перевешены. Особенно если речь идет о каких-то хороших суммах, наверное, «настучат».

В ЦБ «Известиям» рассказали, что изучили опыт британских и американских регуляторов в сфере защиты прав потребителей. Но эти регуляторы получают сведения вообще от любых лиц, которые располагают информацией о нарушении прав граждан, а не только от сотрудников банков. Впрочем, ЦБ пока не определил точный перечень лиц, которые смогут сообщить о нарушениях, комментирует директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин.

Иван Уклеин директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» «На текущий момент структура еще не сформирована, ЦБ проводит своего рода консультации с участниками рынка, и пока непонятно до конца, какой будет перечень таких лиц. Например, сможет ли другое физическое лицо, которое сидело в том же отделении в то же время в соседнем окошке и слышало, например, что пенсионеру впаривают накопительное страхование жизни вместо вклада под предлогом того, что это вклад, только более доходный, естественно, что это тоже элемент мисселинга и об этом также нужно будет сообщить в рамках этой инициативы. Но пока непонятно, кто и на каких условиях сможет оставлять такие анонимные жалобы. Права граждан как, по сути, слабой стороны во взаимоотношениях с банками, у которых есть мощный штат юристов, именно для защиты их интересов ЦБ заинтересован в своего рода институте стороннего человека, который, с одной стороны, будет знать ситуацию изнутри, с другой стороны, не будет являться ни банком, ни самим заемщиком, а человеком, который вовлечен в процесс, то есть знает, например, о возможных нарушениях со стороны банка. Действительно, есть вопросы к применимости этой схемы в российских реалиях, поскольку для банка определить, кто именно оставил жалобу, будет не так сложно, как это кажется на первый взгляд. Эффективность и действенность функционирования такой системы действительно только предстоит оценить с учетом того, что есть сомнения, что сотрудники будут оставлять такие анонимные жалобы на своего же работодателя».

Издание пишет, что сейчас Банк России уже тестирует институт информаторов. На сайте регулятора в разделе «Контактная информация» появился сервис, через который сотрудники банков могут сообщить о нарушениях со стороны работодателя.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию