16+
Суббота, 25 мая 2024
  • BRENT $ 82.09 / ₽ 7363
  • RTS1195.58
1 апреля 2010, 02:29 ПроисшествияКомпании

Через границу России с Украиной перекинули трубу

Лента новостей

Украинские и российские пограничники во время совместной проверки обнаружили трубопровод, нелегально проложенный между Луганской и Ростовской областями. С его помощью могли зарабатывать сотни тысяч в сутки

Пластиковая труба проходила через реку Большая Каменка и была на полметра закопана в землю на ее берегах. Фото: gazprom.ru
Пластиковая труба проходила через реку Большая Каменка и была на полметра закопана в землю на ее берегах. Фото: gazprom.ru

Украинские и российские пограничники во время совместной проверки обнаружили нелегальный трубопровод, проложенный между Луганской и Ростовской областями. Об этом сообщается на сайте погранслужбы Украины.

Диаметр пластиковой трубы, которая проходила через реку Большая Каменка и была на полметра закопана в землю на ее берегах, составил 90 миллиметров. Общая протяженность трубопровода равнялась 80 метрам.

Как показывает практика, местные контрабандисты используют подобные коммуникации для перекачки из России на Украину горюче-смазочных материалов, преимущественно солярки. Впрочем, найденным «нефтепроводом» мошенники не успели воспользоваться — следов топлива в нем обнаружено не было, отмечается в сообщении. В итоге 35 метров коммуникации уничтожили пограничники Луганского отряда, а остальные 45 метров — их российские коллеги.

Такие нелегальные трубопроводы встречаются нечасто, так как это довольно трудоемкий и затратный процесс. Чаще всего используются более примитивные способы контрабанды, например, переправка бензина через границу в канистрах.

По словам начальника отдела аналитических исследований ИГ «Универ Капитал» Дмитрия Александрова, горюче-смазочные материалы по такой трубе можно качать даже с помощью небольшого мотора. «Эффективная емкость такой трубы (объем топлива, помещающегося в трубу) составляет 7,2 кубометра. В сутки по ней можно перекачать 25,6 тонны (32,4 тысячи литров) бензина. При этом стоимость бензина марки АИ 95 на Украине выше, чем в России и составляет в пересчете на российские рубли 30 рублей за литр (8,13 гревен). В России литр аналогичной марки стоит около 23 рублей», — говорит эксперт.

По его расчетам, заработок за каждый перекачанный литр бензина или солярки составляет 6-7 рублей. «Маржа от такой незаконной перегонки составляет 30-35% и выше. В результате, чистая прибыль в сутки при максимальной производительности может составить 226,8 тысяч рублей», — делает вывод эксперт.

Руководитель пресс-службы компании «Транснефть» Игорь Демин в интервью BFM.ru посмотрел на проблему незаконных трубопроводов с другой точки зрения. «В данном случае проблема заключается в том, что на экспорт поступает топливо, не облагающееся таможенными сборами. Известно, что цена на внутреннем российском рынке ниже, чем на зарубежных», — говорит представитель компании.

Впрочем, аналитики не исключают, что по трубе могла пойти и нефть. Если бы по такой трубе качали топливо, то теоретический объем прокачки нефти мог составить около 150 тысяч тонн в год, говорит старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков. «Для сравнения — для транспортировки российской нефти «Транснефть» использует магистральные трубопроводы диаметром 420–1220 мм, а первая очередь ВСТО имеет пропускную способность в год 30 млн тонн нефти. Сегодня тонна нефти Brent стоит 610 долларов», — напоминает Марков.

Впрочем, эксперты отмечают, что значительно чаще «умельцы» прибегают к менее трудоемким способам — нелегальным врезкам в трубы. Таких злоумышленников ловят гораздо чаще.

Увеличение количества нелегальных врезов в продуктовые трубы в России уже давно превратилось в проблему. Подсоединяются как к газопроводам, так и трубам, по которым идут продукты переработки. По словам аналитика ИК «Велес-Капитал» Дмитрия Лютягина, наиболее распространены такие врезы в центральных областях России, а также в южных районах, где число «подключений» доходит до 500-600 в год на регион. В результате, через дыры в трубах ежегодно утекает 1–1,5 млрд долларов.

«Обычно такие нарушения происходят в густонаселенных районах, где проходят основные разветвления трубы. Кроме того, необходимо иметь возможность реализовать «добычу». Как правило, орудуют сами местные жители — умельцы подключаются к трубопроводу, проходящему, например, через поле, — продолжает эксперт. — Тем не менее, такие врезки не работают долго — максимальный срок жизни составляет один месяц. Обычно незаконные подсоединения становятся заметными через неделю-полторы, так как их довольно легко отследить. Конечно, в случае, если диаметр трубы небольшой, найти ее гораздо сложнее из-за того, что давление в трубе практически остается должном уровне. В этом случае помогают программы учета, которые показывают объем проходящих в трубе продуктов на входе и выходе из трубы».

Еще одной проблемой, которую создают незаконные врезки, является частые поломки трубопровода. При недостаточно профессиональном подключении трубы выходят из строя. В результате, нефтегазовые компании несут потери от ремонта. Тем не менее, по словам Дмитрия Лютягина, компании не особо ощущают эти убытки: «Такие случаи не особо влияют на бизнес, так как выручка серьезно превышает потери, исчисляемые не более чем десятыми процентов», — заключает Лютягин.

Представитель пресс-службы компании ЛУКОЙЛ в интервью BFM.ru рассказал, что компания периодически сталкивается со случаями несанкционированной врезки в трубопроводы. «О масштабности проблемы говорит то, что она уже вышла на государственный уровень, — рассказал собеседник. — Нарушения, в основном, происходят в отдаленных или даже глухих районах. Например, у нашей компании такие случаи были зарегистрированы в республике Коми. Серьезной проблемой является не только воровство, но и потенциальная опасность взрывов и пожаров. В полевых условиях, используя непрофессиональные методы подключения к трубе, трудно обеспечить герметичность нефтепровода. В результате, достаточно искры, чтобы произошло возгорание. Разливы нефти и нефтепродуктов также наносят урон окружающей среде. На ликвидацию последствий и ремонт труб компании тратят значительные средства».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию