16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
24 января 2023, 14:44 Компании

У индустрии анимации появились проблемы с техническим обеспечением из-за санкций

Лента новостей

В частности, она столкнулась с проблемой лицензий на софт, пишет РБК. Какие студии уже столкнулись со сложностями? Какие есть альтернативы?

Управляющий директор ГК «Рики» Юлия Немчина.
Управляющий директор ГК «Рики» Юлия Немчина. Фото: riki.team

Обновлено в 15:15

Из-за санкций у анимационной индустрии в России возникли проблемы с техническим обеспечением, в частности, с лицензиями на софт. Об этом РБК рассказала гендиректор группы компаний «Рики» Юлия Немчина. Ее студия — создатель мультсериалов «Смешарики» и «Фиксики».

Лицензии на необходимый софт истекают летом, а мощностей техники хватит на два-три года. «Дальше остается только надеяться, что совместная работа с профильным Министерством цифрового развития поможет найти новые решения», — сказала Немчина.

Что касается «железа», то производитель «Смешариков» приобрел все необходимое в 2021 году. А вот компьютерные программы надо постоянно обновлять. Проблема стала очевидной еще в начале прошлой весны, но сейчас она обострилась, считает кинокритик, историк анимации Павел Шведов:

Павел Шведов кинокритик, историк анимации «В принципе в этом году у большинства компаний, находящихся на рынке, должны останавливаться лицензии на программное обеспечение, которое используется в анимации. Практически все крупнейшие проекты индустриального типа создаются с привлечением программ, созданных за рубежом. Есть путь, связанный с не конвенциональным использованием ПО, когда допустим мы пытаемся как рынок обратиться к пиратской продукции, но тем самым мы захлопываем для себя любые возможности международного продвижения того контента, который будет производиться на российской территории. Насколько продюсеры будут готовы пойти по этому пути, пока сложно сказать. На данный момент решения, которое лежало бы на поверхности и позволяло благосклонно рассуждать о будущем российского анимационного кино в индустриальном его выражении, нет. В данном случае это ПО — это американо-европейское производство. Многие проекты, которые создавались в России, создаются с привлечением программных комплексов, которые имеют отношение к мейджерам аудиовизуальной продукции. Тем самым, если отрасль подпадает под американские в первую очередь и косвенно европейские санкции, она в какой-то момент времени теряет возможность пролонгации тех лицензий, которые существуют на рынке. Это вынуждает либо использовать более легковесное ПО и менее релевантно тем задачам, которые стоят перед анимационной компанией, что вынуждает анимационную компанию, например, трансформировать процесс производства. Любой переход на новую программу потребует сильных финансовых вливаний, либо вы переходите на какие-то варианты программ, которые находятся не до конца в авангарде современного ПО, возможно, это будет влиять на качество вашего проекта с визуальной точки зрения в первую очередь. Здесь уже каждая компания будет изыскивать свой путь, мне кажется. Кто-то будет пытаться нивелировать эту проблему с использованием программ и комплексов предыдущих поколений, кто-то будет пытаться использовать новейшие разработки не совсем на чистых основаниях».

Проблема стала очевидной еще в начале прошлой весны, но сейчас она повсеместно обострилась, говорит генеральный продюсер анимационной компании «Ярко» Альбина Мухаметзянова:

Альбина Мухаметзянова генеральный продюсер анимационной компании «Ярко» «Сейчас мы пока работаем без перебоев, куплены лицензии, какие-то продлеваются, каких-то у нас хватит еще, есть временные, есть постоянные. Но мы все понимаем и готовимся к тому, что необходимо продумывать, как переходить от лицензируемого программного обеспечения к программному обеспечению, которое с открытым кодом и бесплатное. Этот переход наша компания прорабатывает для себя, что, если не будет таких возможностей продления, мы должны перейти и производить дальше бесперебойно. Но в принципе все потребности мы сразу не закроем, мы думаем, что на это потребуется года три, чтобы это была полная замена программного обеспечения, на котором сможет работать анимационная студия».

В конце 2022 года Business FM общалась с председателем правления киностудии «Союзмультфильм» Юлианой Слащевой. Она тогда тоже признавала: проблем с оборудованием на киностудии в ближайшее время ожидать не стоит, а вот сложности с лицензиями на ПО очень вероятны:

Юлиана СлащеваЮлиана Слащева председатель правления киностудии «Союзмультфильм» «Это все будет чувствоваться, просто чуть-чуть отсрочено, я думаю, шесть-восемь месяцев. Дело в том, что «Союзмультфильм» прошел полное переоснащение и переоборудование буквально в последние годы. Поэтому у нас новое оборудование, пока тьфу-тьфу-тьфу, мы на нем выживаем. Мы ожидаем, что у нас могут быть сложности с программным обеспечением, потому что все-таки мы в основном все лицензионное покупаем, мы никогда ничего не пиратили, мы всегда работали только на официальном софте. Оборудование начнет ломаться, мы будем выстраивать новые сервисные цепочки по обслуживанию оборудования, и в том числе новые форматы поиска. Но я могу вам сказать, что, например, в игровом кино на Киностудии Горького мы столкнулись с этой проблемой, мы ее чувствуем, и проблема с доставкой оборудования усложнилась. Во-первых, оно стало дороже, во-вторых, сроки поставки намного дольше. Мы сейчас как раз занимаемся полностью переоборудованием Киностудии Горького, и ровно мы подошли к этому в феврале-марте, поэтому мы столкнулись с проблемой поставок оборудования, необходимостью импортозамещения и полной смены цепочки поставок».

Еще летом другая киностудия, «Ленфильм», заявляла, что заменить иностранное кинооборудование отечественным не получится. Эта студия должна была поэтапно перейти на отечественную технику по поручению президента и правительства. Как следовало из отчета студии за 2021 год, это не удалось. Поставки зарубежного ПО и оборудования затягиваются.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию