16+
Понедельник, 24 июня 2024
  • BRENT $ 85.24 / ₽ 7498
  • RTS1111.04
27 марта 2024, 01:53 Общество

Продукты, доставленные курьером, дорожают

Лента новостей

В сфере продуктового онлайн-ретейла формируется тренд на дифференцированное ценообразование. Замедлится ли в связи с этим спрос на доставку? И как компании решают проблему?

Фото: Максим Григорьев/ТАСС

Издержки на доставку в онлайн-ретейле из-за нехватки сборщиков и курьеров значительно влияют на объемы продаж и клиентские чеки. Сегодня онлайн-товары у крупных сетей при доставке могут быть на 5-10% дороже, чем в офлайн-магазинах, сообщает издание «Коммерсантъ».

По итогам 2023 года объем онлайн-продаж материальных товаров в России — без учета бывших в эксплуатации — вырос на 45% и составил 8,25 трлн рублей. При этом наиболее динамично росли продажи именно российских интернет-магазинов. Трансграничные продажи, напротив, увеличились незначительно, составив чуть больше 315 млрд рублей. Онлайн-торговля росла очень быстро, но нехватка курьеров, рост стоимости так называемой последней мили ее притормозили. Если бы не это, уровень продаж составил бы 8,4 трлн рублей, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В нынешнем и следующем году планируется дальнейший рост продаж. И дефицит курьеров ожидается еще более значительный, отмечает Бурмистров:

Михаил Бурмистров Михаил Бурмистров генеральный директор «Infoline-аналитики» «Мы ожидаем, что по итогам 2024 года объем онлайн-продаж превысит 11 трлн рублей, рост составит не менее 33%. Но, с другой стороны, понятно, что острота проблемы будет усиливаться и сейчас. Если говорить именно о ценовой составляющей, мы видим, что все большее количество игроков начинают в той или иной форме дифференцировать стоимость товаров, то есть товары в интернете оказываются дороже, чем товары в офлайне, потому что в онлайн-заказе заложена услуга, связанная со сборкой и доставкой. К сожалению, в свете последних трагических событий в Москве, скорее всего, мы увидим ужесточение миграционного законодательства или вопросов его исполнения, а это значит, что будет дополнительное давление из-за дефицита курьеров».

На фоне дефицита доставщиков более крупные компании переманивают их у мелких либо финансово менее успешных. Закладывают цену доставки в стоимость товара. Устанавливают дифференцированную систему ценообразования, которая аналогична системе в службах такси. И повышают коэффициент эффективности курьеров. Например, предлагают сторонним компаниям пользоваться своими доставщиками.

На некоторых сайтах давно есть предупреждения, что онлайн- и офлайн-цены различаются. Однако затраты на доставку ретейл все же часто скрывает, действуя весьма тонко, отмечает исполнительный директор VSK Максим Тищенко:

Максим Тищенко исполнительный директор VSK «Если мы пользуемся курьерской службой, есть ставка за доставку. Если же магазины сами организуют службу доставки внутри сети, курьеры будут получать заработную плату и, возможно, какую-то еще дополнительную плату за количество доставленных заказов, что снижает затраты ретейла. Многие пользуются таким механизмом, как аутсорсинг персонала. Та же «Лента» использует аутсорсинг персонала, в том числе услуг курьеров. Они у той же «Ленты» частично на зарплате находятся. Механизмы разные, механизмов много. Ретейл будет прикладывать максимум усилий, чтобы сдерживать видимый для конечного потребителя рост. А рост стоимости услуг доставки, конечно же, будет».

В Москве число вакансий служб доставки за год выросло на 35%, а количество резюме желающих работать курьерами уменьшилось на 9%. Таким образом, конкурс соискателей вакансии снизился на треть. Продолжает руководитель исследовательского центра Superjob Наталья Голованова:

Наталья Голованова руководитель исследовательского центра Superjob «Если говорить о динамике заработной платы обычных курьеров в Москве, средняя зарплата — 70 тысяч рублей в месяц, если рассчитывать восьмичасовой рабочий день. Максимальная зарплата при условии выполнения большого числа доставок — 120 тысяч рублей. Темпы прироста среднерыночной зарплаты за год — 17%. Если говорить о водителе-курьере, средняя зарплата — 95 тысяч рублей, а максимальная — 200 тысяч, плюс 12% — темпы прироста средней зарплаты за год».

Как считают аналитики, большинство потребителей, привыкших к экспресс-доставке, согласны на небольшую индексацию. Однако значительный рост снизит спрос на услугу.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию