16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6880
  • RTS1102.01
30 мая 2024, 14:42 Технологии

В России разработают систему борьбы с беспилотниками «Антидрон»

Лента новостей

По техзаданию, разработка должна обеспечить безопасность населения, прикрыть важные наземные объекты и полеты воздушных судов. В теории комплекс смог бы прикрывать от атак разные важные объекты

Фото: Александр Ратушняк/Reuters

Обновлено в 15:30

В России разработают систему раннего обнаружения беспилотников. Минпромторг опубликовал заказ, за разработку ведомство готово заплатить почти 900 млн рублей.

Это будет так называемая «система предиктивного перехвата и прерывания полетов беспилотных воздушных судов». У системы уже есть условное название «Антидрон».

Перехватывать система сможет только небольшие и нескоростные дроны, у которых не более 50 килограммов взлетной массы и скорость которых не превышает 200 километров в час. «Антидрон» будет анализировать воздушную обстановку вокруг защищаемого объекта и пресекать полет беспилотников.

О том, как мог бы работать этот комплекс, рассуждает гендиректор ассоциации Aeronext, председатель совета по нацпроекту развития беспилотных авиасистем (БАС) при правительстве Глеб Бабинцев:

Глеб Бабинцев гендиректор ассоциации Aeronext, председатель совета по нацпроекту развития беспилотных авиасистем (БАС) при правительстве «Тема защиты объектов очень актуальная, но она не решается только разработкой неких систем обнаружения или уничтожения, тем более неких отдельных систем для малоразмерных или крупноразмерных БВС. Проблема не в обнаружении, а в умении отличить «хороший» от «плохого», надо понимать, что вблизи любого охраняемого объекта могут находиться в том числе свои беспилотники, в конце концов, с воздуха может вестись мониторинг территории вокруг защищаемого объекта, свои сбивать нельзя. Поэтому первое, что необходимо, — это формирование правил, которые бы предписывали обязательное оснащение всех беспилотных, включая сверхлегкие аэростаты, средствами автоматического зависимого наблюдения вещательного типа, которые позволят считывать опознавательный индекс воздушного судна и прогнозировать его маршрут. Наземные средства должны быть оснащены первичным радаром, который смотрит маршрут воздушного судна, такими же средствами, которые смотрят, что о себе сообщает воздушное судно, и по сопоставлению этих сигналов можно выявлять первый угрожающий признак, машина показывает, что облетает стороной защищаемый объект, а фактически летит на него. Второе: должна быть обязательная система связи с тем лицом, экипажем или внешним управляющим, который управляет этой машиной, то есть на борт должно быть отправлено служебное сообщение: срочно сядь, срочно вернись, развернись. А вот злоумышленник, мы это точно понимаем, продолжит свой маршрут на защищаемый объект, и его надо уничтожать. То есть проблема не в обнаружении, а в установлении угрожающих признаков и только потом в пресечении. Методы поражения существуют разные: радиоэлектронная борьба, кинетическое поражение, боевое поражение. Cредств много, и нет проблемы их применить, зависит от того, над какой территорией обнаружена машина, что с ней целесообразнее сделать на конкретном удалении, над конкретной территорией. Это не огромные установки, средства совершенно малогабаритные, приемная станция, которую можно поставить на охраняемом объекте, это 30-50 килограммов массы, и первичный радар там тоже не нужен гигантский, может быть, в три раза больше, но тоже не сильно большой».

Эксперты делают несколько замечаний на основе техзадания Минпромторга. Они считают, что стоимость работ в 900 млн рублей выглядит завышенной и можно уложиться в 300 млн рублей, то есть в три раза меньшую сумму. Также система, скорее всего, будет применять технологии искусственного интеллекта.

Технология должна вмещать в себя все передовые разработки, но с ними сначала еще надо определиться, говорит руководитель компании «Аэрокон», эксперт рабочей группы «Аэронет» Эдуард Багдасарян:

Эдуард Багдасарян руководитель компании «Аэрокон», эксперт рабочей группы «Аэронет» «На сегодня не существует в мире единой системы ПВО для беспилотников, их сейчас зоопарк — огромное количество разнообразных, в основном основанных на обнаружении с помощью радиолокаторов, оптических средств, инфракрасных датчиков, их сейчас собирают, продают в России очень многие компании в основном из китайских комплектующих. Задача разработки системы ПРО типа «Железного купола» или противосамолетных систем, которые существуют и создаются многие годы, не за полгода, это несколько лет серьезной работы, спокойной и квалифицированной. Я думаю, что это будет комплекс таких средств обнаружения самых разных датчиков, начиная от оптических, инфракрасных, радиоэлектронных, будет система локации, обнаружения, анализа и противодействия. Сегодня есть системы направленной энергии, лазерные, СВЧ-вооружение».

Подведение итогов конкурса Минпромторга намечено на 13 июня. На исполнение контракта дается 2,5 года.

Ранее, в конце прошлого года, в России стартовал новый нацпроект беспилотных авиационных систем: правительство выделило на него почти 1 трлн рублей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию