16+
Понедельник, 24 июня 2024
  • BRENT $ 85.44 / ₽ 7515
  • RTS1111.09
6 апреля 2024, 22:36 ОбществоПроисшествия

Наводнение в Орске: самый большой паводок за всю историю или технические недоработки в дамбе?

Лента новостей

Подъем воды в реке Урал в районе Орска составляет почти 10 метров. В то время как сама дамба, по информации региональных властей, рассчитана на значительно более низкий уровень воды — 5,5 метра. Сама дамба длиной 12 километров представляет собой насыпь утрамбованного грунта, а грунтовые дамбы сильнее подвержены разрушениям и ошибкам в строительстве, отмечает эксперт

Фото: Егор Алеев/ТАСС

Оренбургский губернатор Денис Паслер назвал паводок этого года, во время которого прорвало дамбу в Орске, самым большим за всю историю региона. В прокуратуре, в свою очередь, заявили, что прорыв дамбы во втором по величине городе области произошел из-за проблем с поддержанием ее технического состояния. Но вопросы возникают не только к строительству и эксплуатации дамбы. Причины паводка в Оренбургской области более-менее понятны — это большое количество снега минувшей зимой.

Паводковые воды попали в саму реку Урал, на которой построена дамба в Орске, а кроме того, оказалось переполнено Ириклинское водохранилище выше по течению. Сброс воды оттуда превысил две тысячи кубометров в секунду — в полтора раз больше, чем максимальный сброс в период с 1994 по 2015 годы, по данным из открытых источников. Все это привело к подъему воды в реке Урал в районе Орска почти до 10 метров. В то время как сама дамба, по информации региональных властей, рассчитана на значительно более низкий уровень воды — 5,5 метра.

Вот как прокомментировал это профессор кафедры гидравлики и гидротехнического строительства МГСУ Олег Муравьев:

Олег Муравьев профессор кафедры гидравлики и гидротехнического строительства МГСУ «Я знаю, что уровень в реке Урал мог подниматься и более пяти метров в период половодья. По идее, по крайней мере, на паводки раз в сто лет уж точно она должна быть рассчитана, наиболее высокие, потому что там очень большие территории она защищает. Дамба, конечно, должна была бы быть рассчитана на то, чтобы не разрушиться от подъема уровня при вот таком половодье. Тут два варианта: либо превысил уровень в реке отметку гребня этой дамбы, либо были такие большие скорости у реки, что они размыли саму дамбу. Теперь в период, когда из нее идет вода, ее закрыть достаточно сложно. Надо закрывать крупным камнем для того, чтобы хотя бы уменьшить этот расход воды».

Ростехнадзор в 2020 году проводил плановую проверку на дамбе в Орске и потребовал устранить 38 замечаний. Но в условиях моратория на внеплановые проверки не мог проверить выполнение своего предписания, сообщили РИА Новости в пресс-службе Ростехнадзора. Могли ли выявленные недостатки привести к прорыву дамбы? Сомневается в этом начальник информационно-аналитического центра регистра и кадастра Тимирязевской академии, инженер-гидротехник Сергей Беднарук:

— Вы знаете, это здесь могло бы проявить, но мне кажется, что речь сначала должна идти о том, на какую отметку они построены. Судя по тем данным, которые тут сообщались, они построены на значительно более низкую отметку. Дело в том, что там же сверху еще Ириклинский гидроузел. Водохранилище, опять же, смотрел последние данные, оно заполнено, и дальше воду копить негде, поэтому будут увеличивать сброс, естественно. А куда воду девать-то? Половодье каждый год бывает, оно бывает разной высоты. Вот близко к этому последнее, я посмотрел то, что есть данные, — 2005 год.

— Но при этом, на сколько рассчитана пострадавшая защитная дамба, мы не понимаем? На какие сбросы водохранилища она рассчитана?

— Нет, мы не знаем отметок. То, что называлось, — это смешно, хотя сейчас все может быть.

Дамба, по данным областной прокуратуры, была введена в эксплуатацию в 2010 году. Ее построили для защиты всей территории Старого города Орска от затоплений в период весенних паводков. Стоимость проекта — почти миллиард рублей. По информации портала «Урал56», были выявлены финансовые нарушения в ходе исполнения контракта, а именно — перерасход 51 млн рублей. Могли ли эти нарушения повлиять на защитные свойства сооружения — пока непонятно.

Сама дамба на правом берегу реки Урал длиной порядка 12 километров — насыпная. И на это тоже следует обратить внимание при расследовании причин ЧП в Орске, отмечает доктор технических наук Александр Комаров:

Александр Комаров доктор технических наук «По грунтовым плотинам, по-моему, чуть ли не 50% всех аварийных ситуаций — это ошибки строительства и проектирования. Ну, половина примерно, довольно распространенная такая вещь — ошибки проектирования, ошибки при выборе грунта. Потому что грунт, как правило, в этом случае выбирают тот, который находится рядом, чтобы не тащить его далеко. Его специально укатывают, чтобы подешевле было. Потом, бывает, добавляют чуть-чуть цемент, чтобы был такой жиденький, но бетон все-таки. Тоже, чтоб подешевле было. Поэтому, естественно, стараются брать тот грунт, который находится рядом. Ну, естественно, бывает, что ошибаются».

Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Федеральному агентству водных ресурсов восстановить прорванную дамбу в Орске. О сроках пока ничего не сообщается.

Гражданская ответственность администрации города Орск, являющейся владельцем дамбы, застрахована в СОГАЗе. СОГАЗ подтверждает готовность осуществлять выплаты после того, как ЧП будет признано страховым случаем. Размер возмещения в случае причинения вреда имуществу физлиц составляет до 750 тысяч рублей, юридических лиц — до 1 млн рублей.

Эвакуация населения в Орске. Фотогалеря BFM.ru:

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию