МИД РФ собирается открыть магазины дьюти-фри с ограниченным доступом
Лента новостей
Магазины будут предназначаться для сотрудников диппредставительств, консульских учреждений, международных организаций, а также членов их семей. Работа по развитию сети ведется с 2022 года согласно постановлению правительства. Для чего нужны такие магазины и какие товары они будут предлагать?
МИД готовит проект по открытию магазинов дьюти-фри в Москве и Санкт-Петербурге. Они предполагаются для сотрудников диппредставительств, консульских учреждений, международных организаций, а также членов их семей по предъявлению аккредитации МИД. Товары в этих магазинах можно будет купить за рубли, доллары и евро, пишет РИА Новости.
Сейчас идет работа над договором об учреждении общества с ограниченной ответственностью, а также положением о проведении открытого конкурса на выбор соучредителей. Такие магазины по задумке похожи на советскую сеть магазинов «Березка», где продавались за иностранную валюту импортные товары, полагает основатель Академии ретейла, доцент МГИМО Алексей Филатов:
Алексей Филатов основатель Академии ретейла, доцент МГИМО «Для многих такая концепция могла бы напомнить магазины «Березка», которые существовали в Советском Союзе для обладателей купонов или марок. На мой взгляд, магазины могут иметь коммерческий характер, какую-то эффективность коммерческую. Если мы с вами ограничиваем доступ к товарам только для людей, аккредитованных при МИД, все-таки это достаточно большее количество. Тем не менее с учетом того, что разрешена торговля такими товарами для выезжающих за границу, все-таки, может быть, некоторый трафик в этих магазинах можно будет наблюдать. А в целом я думаю, что идея в первую очередь в том, чтобы поддержать дипломатический корпус, помочь им. Цены в таких магазинах могут быть ниже как минимум на 20% от НДС, плюс различные ставки пошлин, в общем говоря, может быть 30 и более процентов ниже, чем то, что можно найти на рынке. С точки зрения ассортимента я не думаю, что эффективно будет заниматься продажей электроники, как это в свое время было в той самой «Березке». Даже те же самые iPhone в Москве можно найти не сильно дороже, чем в Нью-Йорке. Скорее это ассортимент, похожий на традиционный магазин беспошлинной торговли — алкоголь, сигареты, возможно, тех брендов, которые ушли с российского рынка. Единственное, что действительно смущает, — это ограничение на продажи только людям, которые аккредитованы при МИД, то есть мы таким образом существенно сокращаем потенциальный круг покупателей. Возникает мысль о том, что это не в прямом смысле коммерческое мероприятие, может быть, хорошая идея, но потому что рано или поздно трафик все равно вернется, и такие магазины нужно будет либо перепрофилировать, либо продать».
При этом для того, чтобы купить крупные партии алкоголя, нужно будет предъявить заявку от диппредставительства, консульства или международной организации, а после каждой покупки в магазине будут выдавать чек со сведениями о покупателе. Эта информация ежемесячно будет поступать в МИД.
Тем не менее целесообразность открытия таких магазинов и их актуальность до сих пор не понятна в полной мере, отмечает бизнес-консультант, член правления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Сергей Илюха:
Сергей Илюха бизнес-консультант, член правления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла «На мой взгляд, непонятно, почему с этой инициативой выходит не Минпромторг, а МИД. Непонятно, почему надо покупать за валюту, в то время как в России официальная валюта — это рубли, и любую валюту можно обменять на рубли. Если хотим поощрить хаотичный импорт, то лучше на таможне при выезде из России, при вывозе товара возвращать пошлину, чем отпускать товары без налогов, которые будут использованы внутри России. С точки зрения экономики, на мой взгляд, бессмысленно, потому что, если это большие партии, магазины не обязательны, если это маленькие партии, магазины будут закупаться только при наличии большого трафика. А большого трафика из людей, получивших разрешение о выезде, я, честно говоря, не прогнозирую».
В департаменте главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса МИД заявили, что новые магазины беспошлинной торговли «ошибочно считать возрождением «Березок» советского времени», указывает РИА Новости.
Работа по открытию магазинов дьюти-фри для дипломатов в Москве и Санкт-Петербурге ведется с лета 2022 года в соответствии с постановлением правительства России.