Частный бизнес позовут в космос в партнерстве с государством
Лента новостей
Госдума приняла в первом чтении законопроект о концессионных соглашениях и государственно-частном партнерстве в космической отрасли. Что думают об этом в негосударственных космических компаниях? И поможет ли это развитию российской космонавтики?
Одна из главных идей нового законопроекта, направленного на коммерциализацию космической деятельности и подготовленного в Совете Федерации, заключается в том, что частники смогут использовать для работы в космосе инфраструктуру, созданную за счет государства.
Освоение космического пространства, в том числе бизнесом, невозможно без запусков. А частных космодромов в России нет. Хотя попытки построить были. Точнее, одна попытка, которая закончилась ничем. Три года назад в России закрылась компания «Космокурс», которая собиралась построить первый частный космодром. Реализации проекта, как рассказывал гендиректор «Космокурса», помешала бюрократия.
Олег Мансуров основатель и генеральный директор SR Space«В России сейчас растет сегмент частной космонавтики, сюда зашли и крупные финансово-промышленные группы, такие как группа «Газпром», но также есть и небольшие игроки, такие как SR Space, «МТ-Лаб». Конечно, для развития этих компаний очень важно выстроить государственно-частное партнерство как по космическим аппаратам, так и по ракетам-носителям. В частности, это касается использования полигонов, космодромов, испытательной инфраструктуры. Мы сейчас видим рост запросов на данные, получаемые из космоса. Государственно-частное партнерство может быть в направлении ракет-носителей. Сейчас у «Роскосмоса» есть крупные ракеты среднего и тяжелого класса, но для большинства малых космических аппаратов необходимы сверхлегкие и легкие ракеты. Здесь как раз частный бизнес может быть поставщиком пусковых услуг для государства».
Пока в России таких ракет нет. Есть проект создания сверхлегкой ракеты-носителя «Сибирь», который пока находится на самой ранней стадии.
Поможет ли законопроект о ГЧП в космосе развитию частной космонавтики? Скорее всего, да. Но всех проблем он, конечно, не решит. Главная проблема в том, что государственные заказчики запусков — а их подавляющее большинство — к частным исполнителям не пойдут. А пойдут как раз к «Роскосмосу», отмечает популяризатор космонавтики, автор канала «Открытый космос Зеленого кота» Виталий Егоров:
Виталий Егоров популяризатор космонавтики, автор канала «Открытый космос Зеленого кота» «Например, в США есть закон, запрещающий государству заказывать что-то у государства, если аналогичную продукцию производит частная компания. В России фактически работает обратный закон: если что-то подобное производит госпредприятие, заказ подобного где-то на стороне практически приравнивается к госизмене. В России частники развиваются только в тех отраслях, которыми не занимается «Роскосмос». Например, у нас есть успешный пример частной космонавтики в России, это компания «Спутникс». Они как раз занимались наноспутниками, микроспутниками — то, что «Роскосмосу» никогда не было интересно делать, потому что там слишком мало денег. Компания нашла свою нишу и последовательно, довольно успешно в сравнении с другими компаниями развивается».
Законопроект о ГЧП в космосе — один из серии законодательных инициатив, направленных на коммерциализацию космической деятельности в России. Так, в конце марта также в первом чтении был принят законопроект о размещении рекламы на космической технике и объектах космической инфраструктуры. Который, правда, был воспринят в отрасли без особого энтузиазма.