Обязательная маркировка кормов и лекарств для животных начнется 1 сентября
Лента новостей
Участники рынка признают, что это хорошая инициатива, однако, по их словам, она несет с собой серьезные затраты. В ЦРПТ необходимость введения маркировки обосновывают высокой долей контрафакта: в 2022 году она составила 25%
Обязательная маркировка кормов для животных и ветеринарных препаратов стартует в России с 1 сентября 2024 года. Оператором этой инициативы Минпромторга выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Ввод маркировки пройдет в несколько этапов. 1 сентября участники оборота обязаны начать регистрацию в государственной системе маркировки «Честный знак». В октябре маркировка должна появиться на упаковках сухих кормов и ветпрепаратов. Для влажных кормов маркировка вводится с 1 марта 2025 года.
Инициатива хорошая, но ее внедрение сейчас обойдется дорого, считает президент Национальной ассоциации зооиндустрии Кирилл Дмитриев:
Кирилл Дмитриев президент Национальной ассоциации зооиндустрии «Мы предполагаем, что введение маркировки на корма и ветеринарные препараты — значительно более сложный и дорогостоящий процесс, чем это преподносится со стороны Минпромторга и ЦРПТ. Они озвучивают общий подход: маркировка повлияет на увеличение себестоимости не более чем на 1%. К сожалению, это не соответствует действительности. Теоретически нанести какой-либо знак — напечатать, наклеить — возможно на эту упаковку, самое главное, что никто еще не видел оборудования, которое наносит эту маркировку со скоростью работы производственной линии. У нас поголовье кошек практически в два раза больше, чем поголовье собак. Влажные корма — это самые продаваемые позиции и самые производимые, у нас производится примерно 8,5 млрд штук в год. А еще ведь нужно посчитать оборудование, еще надо посчитать программное обеспечение, интеграцию и так далее. Не готовы к маркировке и склады временного хранения, таможенные посты, на которых предполагается маркировать импортные поступления. Это значит, что предполагается стикерование. Себестоимость нанесения стикера довольно большая, речь идет о кратном увеличении цены на определенные категории товаров. Я думаю, что маркировка нужна, эта положительная цель, к которой мы должны прийти, крайне несвоевременна. Хорошо бы вводить через несколько лет. Сейчас это может привести к очень печальным последствиям».
Ретейлерам процедура внедрения системы «Честный знак» знакома. Технический директор сети магазинов зоотоваров «Бетховен» Александр Иванов страха перед неизвестностью не испытывает, но готовится к серьезным затратам:
Александр Иванов технический директор сети магазинов зоотоваров «Бетховен» «С точки зрения ретейла могу сказать так: с одной стороны, мы не первые на рынке, кто внедряет «Честный знак», есть определенные наработки, решения, есть специалисты, которые уже проходили этот путь. С другой стороны, это точно большое, дорогое внедрение. У нас крупная розничная сеть с большим количеством номенклатуры для животных. Маркировка касается большинства товаров. Внедрение подобных масштабов — это огромный труд и времязатраты. Опять же, обучение персонала, поддержка работы на первом этапе требуют внимания. Это точно крупная и дорогая задача. Основные направления — это обновление учетных систем для учета марок, интеграция с самой системой «Честный знак», обновление кассового программного обеспечения, обновление оборудования по всей сети для возможности считывать этикетки, маркировки, сканеры, терминалы. Получается, на каждую из этих задач может уйти по несколько миллионов рублей».
Наносимый при маркировке уникальный цифровой код позволяет каждому покупателю убедиться в заявленном качестве товара.
Эксперимент с маркировкой кормов для домашних животных начался 25 декабря 2023 года. В нем участвуют компании, которые выпускают продукты для собак, кошек, птиц, грызунов и других питомцев.