Китайские селлеры осваивают российские маркетплейсы
Лента новостей
Как экспансия китайцев влияет на их российских конкурентов и сами торговые площадки? И что получают от этого обычные покупатели?
Уже каждый пятый селлер на Ozon из Китая, пишут «Ведомости». Количество китайских продавцов к концу 2023 года достигло 100 тысяч.
На самом деле, китайцы присутствуют на российском рынке онлайн-торговли уже несколько лет, просто раньше они торговали на AliExpress. Осенью 2022-го Ozon Global открыл представительство в Шэньчжэне для привлечения китайских продавцов. Тогда на маркетплейсе было порядка 12 тысяч селлеров из КНР, меньше чем за два года их количество выросло почти на порядок, рассказал изданию представитель компании.
Китайцы продают в России в основном компьютеры и комплектующие, смартфоны, гаджеты и другую электронику. Но также предлагают обувь, одежду и товары для дома. Все это сделано в самом Китае. Очень часто это ноунейм или локальные китайские бренды, неизвестные российским потребителям.
Российские продавцы жалуются на то, что китайцы откровенно демпингуют. Вот что рассказал Business FM владелец веломагазина StarBike Сергей:
«У нас есть ощущение, что у китайских продавцов иные условия на площадках, потому как в некоторых случаях формируется невозможная цена. Невозможно сделать такую цену на товар с учетом всех расходов, которые мы несем как российский продавец, — заплатив все налоги, пошлины, все, что только требуется для того, чтобы привезти и продать этот товар. Мы не понимаем, как делать такую же цену. Мы выигрываем за счет сервиса, за счет качества и ответственности. Часто люди, когда заказывают из Китая, не всегда заморачиваются с возвратами. Мы же от клиентов возвраты получаем постоянно, иногда это возвраты подмененных товаров».
А еще китайцы отметились воровством карточек товаров у российских продавцов. Об этой проблеме Business FM уже рассказывала. В апреле с жалобой на нечестную конкуренцию со стороны китайских селлеров в редакцию обратился Павел Водянкин, гендиректор «Перфекто групп», которая торгует электроникой на Ozon. Радиостанция вновь связалась с ним, чтобы узнать, есть ли изменения к лучшему. Но, судя по словам предпринимателя, все осталось как прежде.
Павел Водянкин гендиректор «Перфекто групп» «Практически все участники электронной коммерции китайского рынка внутри России используют нечестные методы конкуренции, а именно воруют карточки, воруют интеллектуальную собственность и тем самым вытесняют российского предпринимателя. Маркетплейсы никак на это не реагируют. Например, инструмент «индекс цен» только и создан, мне кажется, для того, чтобы предложивший на десять рублей дешевле китаец был выше в позициях».
Российские покупатели тоже не всегда довольны тем, что получают из Китая. И не только потому, что доставка почтой занимает порядка двух недель, но еще и потому, что китайские селлеры иногда присылают бывшие в употреблении товары вместо новых или вообще брак. Тут, конечно, самим покупателям надо обращать внимание на товары из Китая по цене сильно ниже рыночной. А российским маркетплейсам не мешало бы поработать над процедурами защиты покупателей и разрешения споров.
Что же касается российских продавцов, которые сетуют на то, что китайцы воруют у них карточки товаров, то их претензии не всегда обоснованны. Комментирует гендиректор консалтинговой компании GoOmni Ефим Алдухов:
Ефим Алдухов гендиректор консалтинговой компании GoOmni «Основная причина состоит в том, что товары базово произведены в Китае, а продаются в РФ российскими селлерами в некой ноунейм-логике. Например, есть какой-то контейнер для еды, который продают 25 российских селлеров, еще продают китайцы, и каждый придумывает какую-то карточку товара, но изначально товар произведен в Китае. Тут причинно-следственная связь — кто у кого и когда украл. Это вызывает некоторые вопросы. Если говорить про проблему того, что присылают не то, что заказывали, такая проблема была и есть. Здесь вопрос в наличии некого инструмента арбитража. Если говорить про тот же Ozon, лично я не слышал прецедентов, чтобы Ozon отказывался компенсировать покупателю стоимость товара. Такой школы арбитража конфликтов между покупателями и селлерами, которая была у AliExpress, в российских реалиях совершенно точно нет».
Пожалуй, без всяких «но» от экспансии китайских селлеров выигрывают российские маркетплейсы. Так, по данным отчетности Ozon, за 2023 год оборот площадки увеличился на 111% год к году и превысил 1,75 трлн рублей.