16+
Воскресенье, 6 октября 2024
  • BRENT $ 78.14 / ₽ 7413
  • RTS931.29
10 июня 2024, 08:00 Недвижимость

Туристическая инфраструктура: готовы ли виноделы к роли отельеров

Лента новостей

Сегодня в России насчитывается около 140 виноделен, но при них открыто лишь 13 гостиниц, средний размер которых — от 10 до 30 номеров. Виноделы не видят в сопутствующем отельном бизнесе особого смысла? Или одновременно со смыслом видят слишком много проблем?

Агротуристический комплекс «Шато Пино» в Краснодарском крае.
Агротуристический комплекс «Шато Пино» в Краснодарском крае. Фото: tourism.chateau-pinot.ru

Краснодарский край — самый большой по площади винодельческий регион страны. Здесь расположены более трети всех российских виноградников (почти 31 тысяча гектаров), и площадь земель, пригодных для лоз, за последние годы увеличилась до 50 тысяч гектаров. Согласно данным «Винного гида России», по числу виноделен Краснодарский край тоже в лидерах: в рассказах о лицензированных производствах сторонние профессионалы называют 40, местные говорят о 70 предприятиях различного масштаба. А сколько еще тех, что делают вино без всякой лицензии!

На недавно состоявшемся в Сочи форуме MALLPIC Sochi 3:0 компания IBC Real Estate представила исследование, посвященное туризму в Краснодарском крае и, в частности, роли виноделен в туристическом развитии региона. Рассматривались не 70 и даже не 40, а только 15 предприятий: как поясняют в компании, хотелось показать разные форматы — от небольших семейных виноделен до крупных производств с развитой сопутствующей инфраструктурой. Так что выбранные — это вовсе не топ-15, а просто 15 разных, от винодельни Golubitskoe Estate в станице Голубицкой, куда без дегустации можно приехать за 500 рублей, и анапской винодельни «Скалистый берег», где аналогичный тур стоит тысячу, до винодельни «Имение Сикоры» под Новороссийском, где за тур с дегустацией просят 3,5 тысячи, и Gunko Winery в станице Нижнебаканской, где за такую поездку, по данным IBC Real Estate, придется отдать минимум 5450 рублей.

Конечно, далеко не у всех виноделен есть свои музеи, ремесленные дворики и уж тем более гостиницы, способные стать для туристов дополнительными манками. Например, «Шато Пино», где побывали участники MALLPIC Sochi 3:0, — большой агротуристический комплекс, в состав которого, помимо гравитационной винодельни и дегустационного зала, входят ресторан, ремесленный кластер «Город мастеров», музей ретро-автомобилей, отель с шестью категориями номеров, площадка для проведения мероприятий: туристам есть чем заняться, и немало тех, кто приезжает сюда отнюдь не на несколько часов.

А вот в «Шато де Талю», которую тоже посетили участники форума, гостиницы нет и, судя по всему, в ближайшее время не будет: видимо, владелец не видит в этом особого смысла.

Винодельня «Шато де Талю». Геленджик, Краснодарский край. Фото: пресс-служба

«В Краснодарский край ежегодно прилетает несколько миллионов человек, часть из которых активно посещает винодельни. При условии наличия качественного номерного фонда, развитой инфраструктуры и транспортной доступности, а также с учетом поддержки частных инвесторов и государства энотуризм в России как направление может выйти в будущем на новый уровень и привлекать не только население со всей страны, но и международных гостей», — уверена руководитель департамента исследований и аналитики компании IBC Real Estate Екатерина Ногай.

Руководитель Ассоциации виноградарей и виноделов города Сочи, профессиональный технолог и энолог Мария Чумак также считает, что гостиницы при винодельнях просто необходимы. И готова объяснить почему.

Мария Чумак руководитель Ассоциации виноградарей и виноделов города Сочи «Очень часто винодельни проводят какие-то свои небольшие мероприятия, это мероприятия выходного дня, но летом приехать в какой-то южный город и снять отель на пару дней практически невозможно — все же ориентированы в основном на долгосрочного туриста. И тогда для нас, гидов винного туризма, всегда встает вопрос: где нам разместить людей на одну-две ночи, если все гостиницы нам отказывают? Так что, конечно, свои гостиницы у виноделен — это было бы потрясающе. У некоторых есть: у «Шато Пино», у «Абрау-Дюрсо», еще у некоторых. Я знаю, что сейчас у современных строящихся предприятий есть гостиничные планы. С этим, правда, существует проблема, связанная с принятым в 2020 году законом, запрещающим строительство на сельхозземлях. Но вроде как сейчас закон доработали — и разрешили, насколько я знаю. Кроме того, многие винодельни, в том числе расположенные довольно далеко от городов, приглашают к себе волонтеров для сбора урожая — им тоже надо где-то жить. Летние обучающие кемпинги для подростков и вообще для всех желающих — еще один неплохой вариант».

Если посмотреть на страну в целом, то, согласно данным NF Group, по состоянию на май 2024 года в России насчитывается около 140 виноделен, расположенных в Краснодарском крае, Крыму, Ростовской области, Дагестане и других регионах (хотя 90% винных производств приходятся на первые два).

При этом эксперты говорят лишь о 13 гостиницах при винодельнях, размер которых — от 10 до 30, максимум 40 номеров. Исключением партнер, региональный директор департамента консалтинга и аналитики NF Group Ольга Широкова называет разве что отель Abrau Light Resort & Spa, в котором 111 номеров.

Ольга Широкова партнер, региональный директор департамента консалтинга и аналитики NF Group «Доля отелей в составе виноделен в России составляет 9%, что существенно меньше зарубежных показателей и говорит о значительном потенциале для роста. Так, согласно данным отчета Sustainable Wine Tourism Survey 2022, в Италии 20% виноделен предлагают услуги отелей, 23% — во Франции, в Австрии 34% виноделен имеют собственные отели. Гостиничное предложение на зарубежных рынках винного туризма представлено преимущественно в формате бутик-отеля — небольшой усадьбы с бассейном на семь-десять комнат. Также включается инфраструктура: например, спа, бассейн, рестораны, экскурсии, дегустации, проведение мероприятий, виртуальные туры».

Однако, как считает заместитель директора подразделения индустрии гостеприимства компании CORE.XP Дмитрий Паринос, у нас винный туризм — явление новое и туристические объекты на винодельческих хозяйствах создаются не только с целью получения дополнительных доходов, а скорее как способ продвижения своей продукции среди потенциальных потребителей. «Этот вид деятельности не является основным, и, как правило, владельцы виноделен не ставят себе задачу по полномасштабному развитию туристической функции», — делится наблюдениями эксперт.

Дмитрий Паринос заместитель директора подразделения индустрии гостеприимства компании CORE.XP «Безусловно, наличие отеля позволяет привлечь гостей на винодельню на более длительный срок, а также придумать туристическое предложение, которое не ограничивается только проживанием и дегустацией вина, но и создает дополнительный образовательный и экскурсионный продукт. К объекту размещения при винодельнях не стоит предъявлять особенных требований, напротив, инфраструктура таких объектов зачастую не обязательно должна быть разнообразной и может не включать в свой состав услуги спа и MICE. А вот задача государства в этой области состоит как раз в защите виноградников и сельхозугодий. Должна соблюдаться пропорция 70% на 30%. То есть виноделам разрешат строить отели на виноградниках, однако гостиничные услуги смогут оказывать только те из них, кому большую часть дохода дает сельское хозяйство. Строящиеся вблизи виноградников гостиницы должны быть не выше двух этажей, а общая площадь застройки не превышать 1,5 гектара. Плюс регионы смогут сами устанавливать перечень участков, где строительство и эксплуатация объектов винного туризма не допускается».

С одной стороны, наличие небольшого средства размещения не может являться недостатком, а при правильном управлении только увеличит доход; с другой, для владельцев виноделен, которые, как правило, не имеют никакого опыта в содержании гостиничного объекта, технически сложно управлять еще и отелем, следить за персоналом и уровнем сервиса, продолжает тему Екатерина Ногай. Что касается музеев, ресторанов, магазинов и прочих дополнительных точек, то это, безусловно, увеличивает время нахождения туриста на территории и его расходы там. «Особенно важными являются точки питания, которые также могут генерировать новых посетителей и значительно увеличивать обороты», — подчеркивает эксперт. Кроме того, по оценкам Екатерины Ногай, для туристов крайне важен облик винодельни и прилегающих территорий.

Екатерина Ногай руководитель департамента исследований и аналитики компании IBC Real Estate «Современные туристы все чаще заранее продумывают свой маршрут отдыха до мельчайших деталей, используя накопленные сохраненные локации. Во времена популярности социальных сетей одним из главных занятий в путешествиях остаются фотосессии. Зачастую туристы приезжают в различные места именно ради фотографий. Интересные с архитектурной точки зрения концептуальные здания хорошо запоминаются и вызывают желание их посетить. Для винодельни это хороший маркетинговый ход, который привлекает новых посетителей. Например, винодельня «Шато де Талю» знакома многим людям именно благодаря неповторимому образу. Молодые люди устраивают там различные мероприятия и делают фантастические фотографии, которые создают рекламу и обеспечивают этому месту широкую известность».

Согласны ли архитекторы с утверждением, что не только качественная, интересная, самобытная продукция, но и привлекательный внешний облик винодельни работает на рост турпотока? Часто ли им приходится сталкиваться с предложениями поработать на территории виноделен и чего обычно хотят от них заказчики? Можно ли сказать, что сегодня владельцы винных предприятий охотно примеряют на себя роль отельеров и какие гостиницы чаще всего строятся по соседству с виноградниками? Об этом в следующий раз.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию