16+
Среда, 16 октября 2024
  • BRENT $ 74.70 / ₽ 7247
  • RTS911.11
9 июня 2024, 15:25 Общество

Рособрнадзор: контрольные в школах должны занимать не больше 10% времени

Лента новостей

Глава ведомства Анзор Музаев пообещал наказывать за превышение нормы руководителей учреждений. По его словам, в некоторых школах контрольные занимают 40% учебного времени

Фото: Оксана Кузьмина/фотобанк «Лори»

Рособрнадзор сокращает количество контрольных работ в школах. С 1 сентября они не должны занимать больше 10% учебного времени, заявил ТАСС глава Рособрнадзора Анзор Музаев и пообещал наказывать за превышение этой нормы руководителей школ.

По его словам, в некоторых школах контрольные занимают 40% времени. «Все, что свыше 10%, — это нарушение, за которое понесут наказание руководители образовательных учреждений, муниципалитеты, если они виноваты, региональные министерства. И мы все силы бросим в следующем году на то, чтобы следить за этой ситуацией», — отметил Музаев. Он также уточнил, что все контрольные не в рамках ВПР должны быть согласованы с Рособрнадзором.

Контрольных действительно слишком много, иногда по три в день. Сокращение напрашивается давно, говорит заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, директор Центра образования № 109 в Москве Евгений Ямбург:

— Избыточность контроля очевидна для любого опытного педагога. Существуют проверочные работы, которые ведутся очень разными путями, разными инстанциями. Гипертрофия в контроле очевидна, она мешает более углубленному и системному изучению предметов. А поскольку это все идет через электронные отчеты, то увернуться от этого практически невозможно. И Музаев абсолютно прав, здесь надо наводить порядок и не переоценивать функцию контроля.

— А не получится ли так, что контрольные просто назовут по-другому и они по факту будут продолжаться?

— Есть такая хитрость, их можно назвать не контрольными, а самостоятельными, но от этого они не перестают быть контрольными. У творческого и глубокого учителя нет такой необходимости контролировать, потому что вообще нет ничего страшнее формализма. То есть здесь ведь вообще можно, изучил параграф из учебника или какую тему — давай контроль. Хотя контроль нужен, совсем без контроля нельзя. Мало говорить только о контроле, нужно говорить еще и о дифференциации обучения исходя из реальных учебных возможностей конкретных детей.

— Можно ли ожидать, что уже в следующем учебном году контрольных и проверочных все-таки будет меньше?

— У меня нет избыточных ожиданий, потому что любая система, в том числе бюрократическая и учебная, очень медленно перестраивается. Я думаю, что там, где во главе системы образования стоят профессиональные люди, а не просто чиновники, это будет. А там, где доминирует отчетность, время требуется.

Прежде чем убирать контрольные из образовательного процесса, нужно менять сами программы обучения. Сейчас они перегружены лишним, а крайний — учитель, считает учитель русского языка из Ижевска, член профсоюза «Учитель» Анна Штернберг:

Анна Штернберг учитель русского языка из Ижевска, член профсоюза «Учитель» «Количество контрольных зависит от чего? От количества пройденных тем, разделов, на пустом месте учитель не изобретает контрольных работ. И позиция Рособрнадзора очень странная, они хотят, не меняя программы, менять количество контрольных. А как контролировать процесс изучения, как корректировать его, если контрольные сократить, причем высчитывать это в процентном отношении? Я не понимаю, как они хотят добиться какого-то результата. В моем понимании в контрольной нет ничего страшного, прошли тему, покажи, чему ты научился. То, что дети перегружены, это никак не зависит от количества контрольных, это зависит от самих программ, которые перегружены по разным предметам, напичканы черт те чем. Но они не хотят менять содержание, хотят делать вид, что они как-то пытаются проще сделать процесс для учеников, но это никак не спасение и не помощь никому. Есть огромные противоречия, потому что, с одной стороны, они требуют наполняемость электронного журнала оценками, с другой стороны, говорят — не надо проверять. Как только становится меньше оценок, тут же всем по голове: где учебный процесс, почему ребенок тут не оценен, почему журнал пустой? Как они это противоречие будут решать? Опять тут между молотом и наковальней окажется учитель. Вмешательство в деятельность школы только мешает».

В начале апреля президент Владимир Путин поручил правительству принять меры для формирования «гармоничной, сбалансированной и результативной» нагрузки на школьников. Для этого предлагается сократить объем домашнего задания и усилить межпредметные связи.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию