16+
Пятница, 11 октября 2024
  • BRENT $ 78.90 / ₽ 7672
  • RTS887.58
28 июня 2024, 18:04 Компании

Владельцы пунктов выдачи заказов жалуются на рост убытков

Лента новостей

Рентабельность ПВЗ различных маркетплейсов снижается, а издержки растут. Business FM поговорила с владельцами пунктов о факторах, которые сдерживают их рост, и о том, не намерены ли они вообще их закрывать

Фото: Вячеслав Палес/фотобанк «Лори»

Обновлено 29 июня в 01:20

Рентабельность ПВЗ различных маркетплейсов снижается, а издержки растут. Критичной ситуации пока нет, однако новому человеку на этот рынок заходить гораздо сложнее, чем несколько лет назад, рассказали Business FM предприниматели.

Факторов несколько: это и рост аренды площадей, и ужесточение правил со стороны трех крупнейших маркетплейсов, и перенасыщение рынка в столице. Но главной проблемой все опрошенные владельцы ПВЗ называют резко возросшие штрафы.

Рассказывает владелец девяти ПВЗ в Московской области и Красноярском крае Ксения:

— Правила меняются каждый день, ужесточаются требования по всем пунктам, каким только можно. Например, раньше учитывался такой параметр, как рейтинг пунктов. И если, не дай бог, поставят одну звездочку, рейтинг обрушивается до состояния, что сразу начинают накладываться штрафы. У меня однажды за неделю штраф составлял 24 тысячи за один пункт. Другое дело — это бесконечное удержание за брак. Как мы вообще можем влиять на ситуацию по браку, совершенно непонятно. Вот только сейчас ввели некоторые позиции брака, которые мы можем якобы оспорить, предоставив видео.

— Рентабельность какая-то сохраняется, вы собираетесь расширять вашу сеть ПВЗ?

— Я бы хотела расширить, но своей политикой Wildberries загнала ситуацию в тупик, и люди стали отказываться от пунктов. У меня рентабельные пункты, Wildberries в том числе, но низкорентабельные, я бы так сказала. Собственно, и Ozon тоже, потому что Ozon сейчас ввел сервисный сбор, до 200 тысяч на некоторых.

В среднем, говорят владельцы ПВЗ, выручка с 2022 года упала в полтора раза. А штрафы съедают от 5% до 20% заработка с каждой точки. Заработок каждого ПВЗ сильно зависит от расположения, указывает владелец двух ПВЗ в Москве и Чебоксарах Алексей. Он также рассказал о среднем заработке своих сотрудников:

— Большая текучка. Раз в полгода приходится со штатом что-то делать, находить новых сотрудников.

— Почему?

— Да по разным причинам. Сотрудники просто перегорают.

— Зарплату приходится им индексировать?

— Мои сотрудники получают 2,5 тысячи рублей в день в Москве, в регионе 1700 где-то. В марте этого года индексировали.

— Вы страдаете от штрафов?

— Конечно, страдаю, все страдают от штрафов. Я вам скажу, я не жалуюсь, доволен работой ПВЗ в целом. Единственное, что в плане штрафов есть непонимание, как оспаривать те или иные штрафы.

— Как быстро отбивается стартовый капитал?

— Мои окупились где-то за полгода — восемь месяцев, где-то так.

— Сколько приносят ваши ПВЗ, если не секрет?

— Примерно 150 тысяч рублей в месяц, я думаю, чистыми, с двух вместе.

В 2020 году, отметили предприниматели, маркетплейсы предлагали субсидии, привлекали партнеров, но сейчас, нарастив оборот и достигнув потолка, льготы урезали, и пошел откат. Собственник шести ПВЗ в Подмосковье Владимир говорит, что желания продать ПВЗ пока нет, но негатива однозначно стало больше

— Товарооборот растет, особенно это заметно по Wildberries, именно там обороты с годами только больше. Заказы растут, клиенты тоже, но, конечно, где-то проценты уменьшаются, где-то становится больше штрафов. Вообще, практически все собственники, даже арендодатели, со временем поднимают аренду, это тоже накладывает негативный эффект на рентабельность. У Ozon и Wildberries, да и вообще у всех маркетплейсов, штрафы за утерю товара — это полная стоимость товара. Что в них входит? Утеря товара, подмена товара, если клиент подменил. Эти штрафные санкции все в совокупности дают нехилую сумму в удержании. Также есть штрафы за брак, это коллективная ответственность. Эти штрафы раньше были неоспариваемые, сейчас, буквально на прошлой неделе, Wildberries ввела функционал оспаривания брака. Что входит туда? Загрязнение, повреждение самого товара. Также имеем штрафы за опоздание в приемке.

— Вкупе все эти штрафы составляют ли такую критическую массу, из-за которой порой задаешься вопросом, не закрыть ли вообще все ПВЗ свои?

— Конечно нет. Да и большинство пунктов, у которых оборот выходит хотя бы 5-6 млн рублей в месяц, в принципе могут терпеть эти штрафы. Но, опять же, эти штрафы могли бы направляться на развитие пунктов. Динамика разная, партнеры приходят-уходят, зарплаты тоже растут. Вот штрафы, удержания, конечно, составляют процентов примерно 5-10 от всей выручки, которую мы получаем.

По подсчетам аналитиков, например Data Insight, рынок маркетплейсов в России за четыре года вырос в шесть раз, составив почти 4,5 трлн рублей. Вместе с ними росло число ПВЗ, их сейчас, по разным оценкам, от 100 до 150 тысяч штук по всей стране. И предел, особенно в Москве и Петербурге, похоже, уже достигнут.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию