16+
Суббота, 5 октября 2024
  • BRENT $ 78.14 / ₽ 7413
  • RTS931.29
1 июля 2024, 23:34 Политика

Правительство США грозит корпорации Boeing уголовным делом. Комментарий Георгия Бовта

Bloomberg: Минюст США предложил Boeing сделку о признании вины

Лента новостей

Ведомство предъявит корпорации обвинение в мошенничестве в связи с авиакатастрофами в Индонезии и Эфиопии и предложит компании признать себя виновной или предстать перед судом. Помимо признания вины, производитель самолетов должен будет выплатить штраф в 243 млн долларов, пишут СМИ

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Минюст США предложил корпорации Boeing признать вину по уголовному обвинению в крушении самолетов в Эфиопии и Индонезии в 2018-м и 2019 годах, в результате которых погибли 346 человек. В 2021 году корпорация заключила с властями соглашение об отсрочке уголовного преследования. Boeing тогда обещал выплатить семьям жертв компенсации и исправить все недочеты в конструкции самолетов 737 МАХ. Однако теперь Минюст США пришел к выводу, что корпорация не выполнила свои обещания, на чем и строится теперь уголовное обвинение в мошенничестве.

Boeing преследуют скандалы, связанные с неполадками самолетов. После двух авиакатастроф в 2018-2019 годах авиапроизводитель избежал уголовного преследования, ограничившись выплатой 2,5 млрд долларов штрафов и обязавшись усилить контроль за обеспечением безопасности самолетов. Однако, как назло, именно в момент окончания испытательного срока у самолета компании Alaska Airlines прямо в полете вырвало дверь, что имело большой резонанс и заставило Минюст США занять жесткую позицию. Которая, впрочем, пока со стороны не выглядит такой уж жесткой. Правительство США хочет добиться от Boeing признания вины в рамках сделки и выплаты около 243 млн долларов дополнительных штрафов. Но также авиапроизводителя могут заставить привлечь независимую экспертизу, которая будет следить за соблюдением правил и регламентов, притом что никакая крупная корпорация внешнего аудита не любит.

Уголовное обвинение против корпорации как юрлица в Америке заводят вообще крайне редко, в основном против мелких и средних компаний. В российском законодательстве, кстати, юрлица не являются субъектами преступления и уголовной ответственности не несут.

Предполагаемая сумма штрафов для Boeing выглядит скромной на фоне валовой прибыли за прошлый год в 7,724 млрд долларов, причем прирост составил 118,81% к 2022 году. Да и в 2022 году прибыль в размере 3,53 млрд долларов тоже показывала прирост в 15,78%. Тем не менее финансовое положение компании не выглядит блестящим на фоне двух авиакатастроф и других инцидентов. Свободных денег у корпорации лишь 7 млрд долларов при долге в 47 млрд.

Судя по всему, экономия на безопасности, притом при попустительстве надзорных органов США, является системной проблемой. Хотя уровень надежности самолетов Boeing достаточно высок, он проигрывает Airbus. С 1990-го по 2020 год с самолетами Airbus было 39 авиапроисшествий, приведших к 1691 жертве. У Boeing — 64 авиапроисшествия и 3380 жертв. По данным Национального бюро безопасности на транспорте США, самолеты Boeing в последние пять лет имели 6,5 инцидента на 100 тысяч вылетов против аналогичного показателя в 3,8 у Airbus.

Решение о возбуждении уголовного дела может быть принято 7 июля. Пока Минюст США ведет переговоры с юристами корпорации, привлекая также и родственников жертв авиакатастроф. В рамках соглашения от 2021 года из 2,5 млрд долларов штрафов, выплаченных корпорацией, 500 млн долларов пришлись как раз семьям 346 жертв двух авиакатастроф 2018-2019 годов. Еще 1,8 млрд долларов пошли эксплуатантам самолетов в качестве компенсации за вынужденный простой. Правительству США досталось лишь 244 млн долларов.

Почему все еще задействованы семьи погибших? Ведь они уже получили компенсации. А потому, что семьи в рамках коллективного иска добились права считать себя жертвами преступлений. На практике это означает, что прокуроры обязаны запрашивать мнение семей обо всех важных действиях, связанных с этим делом. В июне родственники жертв авиакатастроф через адвокатов подтвердили свое желание назначить независимого наблюдателя для надзора за деятельностью Boeing, а заодно потребовали оштрафовать Boeing на сумму уже более 24 млрд долларов.

Они также добиваются уголовного преследования еще и руководителей Boeing. Сама корпорация пока не согласна с Минюстом и настаивает, что соблюдает условия мирового соглашения 2021 года.

Частью новой сделки с правительством может стать признание вины, чего Boeing делать не хочет, поскольку это может осложнить получение госконтрактов. А именно от госконтрактов Boeing получает 37% выручки. Он входит в том числе в пятерку крупнейших подрядчиков Пентагона. Например, не далее как в мае ВВС США заключили с корпорацией контракт на 7,5 млрд долларов на создание управляемых авиабомб.

Вряд ли сейчас было бы в интересах правительства США дожимать столь крупную корпорацию, как Boeing. Видимо, вероятно все же некое компромиссное решение, предусматривающее умеренные штрафы. Рынок в жесткий прессинг со стороны правительства не верит, поэтому акции Boeing в последнюю неделю умеренно росли.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию