Водителей предлагают ежедневно штрафовать за езду без ОСАГО
Лента новостей
В Российском союзе автостраховщиков обеспокоены тем, что после того, как полис ОСАГО перестал быть обязательным документом при регистрации автомобиля, его наличие стали проверять только патрули на дорогах. И это снижает мотивацию водителей оформлять страховку. Помогут ли ежедневные штрафы?
Российский союз автостраховщиков предложил штрафовать водителей через дорожные камеры за езду без ОСАГО, пишет РБК. До 800 рублей будет стоить водителю отсутствие полиса ОСАГО, если ему выпишут штраф. А вот оформить ОСАГО в некоторых случаях дороже 20 тысяч, и продлевать нужно каждый год. Причем по закону этот документ обязателен для водителя, так же как и его права. Однако эта несложная математика ведет к тому, что часть автовладельцев решают вообще не тратиться на страховку. Но, разумеется, в случае аварии добиваться возмещения ущерба пострадавшему приходится через суд, потратив дополнительные время и деньги.
Так что проблема выявления машин без ОСАГО — давно назревшая. И бороться с ней пытаются не первый год. Продолжает автоэксперт Дмитрий Попов:
Дмитрий Попов автоэксперт «За первую половину года 80% тех, кто обращался ко мне с вопросами, как действовать при ДТП, главной причиной проблемы, которую надо было решать, становилось то, что у визави в дорожно-транспортном происшествии нет полиса ОСАГО. В случае дорожно-транспортного происшествия, в котором вы будете виновными, пострадавшая сторона будет бегать по судам с целью добиться от вас возмещения, то есть как в старые советские и постсоветские годы. Было два варианта решения этой проблемы. Один вариант — огромный штраф, но пришли к выводу, что это не обеспечивает неотвратимость наказания, потому что вероятность штрафа не очень большая. И пошли по пути того, что неотвратимость наказания через автоматическую фото- и видеофиксацию. Экспериментальные действия были проведены приблизительно год назад, но возникла проблема, что для реализации необходимо сращивание баз данных РСА и ГИБДД».
По мнению аналитиков, нагрузить камеры еще одной задачей по фиксации нарушений будет нетрудно. Программа с этим справится. И уже сейчас процент ошибок в штрафах через камеры небольшой, около половины процента. К тому же если штраф пришел ошибочно, это всегда можно попытаться оспорить.
Предполагается, что штрафы за отсутствие ОСАГО должны приходить не чаще раза в сутки. И тогда только за месяц езды без страховки водитель обязан будет заплатить от 15 тысяч до 24 тысяч рублей. Разумеется, если будет попадаться на камеры. В таких условиях оформить страховой полис станет гораздо выгоднее, чем постоянно платить штрафы.
Как сообщает источник РБК, в МВД эту инициативу принципиально одобрили. Вопрос может решиться в ближайшее время, считает автоэксперт Артем Бобцов:
Артем Бобцов автоэксперт «Иногда ссылаются на то, что не удается переписать камеры должным образом. Потом говорят, что невозможно объединить базы данных о наличии полисов с базой данных ГИБДД по номерам и так далее. В общем, все время что-то мешает. Но думаю, что рано или поздно эта инициатива будет реализована, потому что за это время произошли две вещи. Первое — радикально сократилось количество экипажей ДПС на дорогах. Вследствие реформы ГИБДД машины стали останавливать гораздо реже, чем раньше. С другой стороны, есть статистика, по которой в среднем по России до 10% доходит количество автомобилей, владельцы которых ОСАГО не покупают в принципе. И не покупают как раз по той причине, что, по их мнению, дешевле заплатить два-три раза за год штраф 500 рублей, чем покупать полис. Причем полис с 2003 года вырос в цене практически в три раза. Это ставит под угрозу саму идею ОСАГО. Но все-таки идея ОСАГО в том, что на дороге все застрахованы. А получается, что до 10% людей нарушают закон и тем самым ставят в невыгодное положение 90% законопослушных автомобилистов».
Однако из-за штрафов через камеры может возникнуть и другая тенденция. Все больше автомобилистов, чтобы сэкономить на ОСАГО, могут просто оформлять машину и сам полис на человека, для которого он будет стоить дешевле. Ведь цена страховки зависит от многих факторов — базового тарифа и коэффициентов. Тем, у кого стаж больше, а аварий меньше, купить полис выгоднее.