Снимать или не снимать: дискуссия о ремейках продолжается
Минпросвещения опровергло сообщения о предложенных ремейках киноклассики
Лента новостей
Минпросвещения РФ пояснило, что в Сети был опубликован список шедевров отечественного кинематографа, который представляется важным для воспитания юного поколения. Этот перечень «содержит идею возможной новой экранизации произведений классиков с использованием современных средств отечественного кинематографа»
Минпросвещения опровергло информацию о предложении выпускать ремейки советских историко-патриотических фильмов. В частности, речь идет о таких лентах, как «Александр Невский» Эйзенштейна и «Судьба человека» Бондарчука.
Ранее Союз кинематографистов, ссылаясь на письмо от ведомства, сообщил, что Министерство просвещения предложило снять ремейки 30 советских фильмов.
В министерстве разъяснили, что оно распространяло лишь список фильмов, которые важны для воспитания юного поколения. Кроме того, ведомство рассматривает возможность экранизации ряда литературных произведений.
Новости о письме Минпросвещения и его трактовки возобновили дискуссию о том, стоит ли делать ремейки на советскую классику. Этот вопрос Business FM обсудила с продюсерами и режиссерами.
Российский режиссер и сценарист Алексей Герман —младший:
«Я не уверен, что можно переснять великие кинофильмы, потому что это абсолютно штучные уникальные явления в истории искусства. Я не уверен, что кто-то за это возьмется, все-таки это делали гении, с одной стороны. С другой стороны, я считаю, что министерство право в том, что нам нужны ремейки классики, в том числе в образовательных целях. В конце концов, никто не отменял, что на основе выдающегося сценария фильма можно снять какой-то современный вариант. Я думаю, что дело здесь не только в том, что существует дефицит идей на рынке, а он существует, у нас много денег, но мало идей и мало хороших сценаристов. Но дело и в том, что общество и нация должны интеллектуально развиваться. Кино не может быть только развлечением, кино должно популяризировать в том числе не только искусство, но и какие-то области человеческой деятельности, как та же наука. Идея где-то спокойная, а где-то, наверное, в ней есть свое зерно. Да, это надо обсуждать, это надо развивать, но я бы ее не отбрасывал. Это кино должно иметь свою художественную ценность, свою энергетику, свой качественный рассказ, своих артистов, и, безусловно, оно должно быть ближе к современному поколению. Просто ремейк хорошей картины должен делать эквивалентно талантливый человек, как минимум не бездарный. Это не должно быть способом зарабатывания денег. А вот есть ли у нас сейчас такое количество серьезных режиссеров, сценаристов, которые могут потянуть, это уже сложный вопрос».
Гендиректор киностудии имени Горького, председатель Совета директоров киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева:
«По смыслу, на мой взгляд, инициатива Минпросвещения верна, классику нужно уметь рассказывать новым киноязыком. Но это можно сделать как очень талантливо, так и совершенно бесталанно. Тем более что в этом списке идет замах действительно на абсолютно легендарные, великие произведения, и от этого ставки на успех или неуспех только растут. Например, «Летят журавли», которые плотно у нас ассоциируются с Баталовым и Самойловой, которые держат половину фильма крупным планом, будет нереально переснять. А вот сделать новую экранизацию, например, «Кортика» Рыбакова, приключенческую историю рассказать по-новому вполне возможно. На мой взгляд, имеет смысл делать новые версии классики, когда у темы известного фильма была литературная основа, от которой может отталкиваться современный режиссер. Я бы скорее выбрала такой путь, потому что он позволяет не привязываться ко всем известному фильму. Отличным примером, кстати, этого стала новая экранизация Кира Булычева «Сто лет тому вперед». А раньше эта книга была экранизирована также киностудией Горького и называлась «Гостья из будущего». На классику снимать хорошо, потому что там есть герои, которые хорошо знакомы родителям. И когда эти герои в новом воплощении, в новом киноязыке, это всегда дает возможность детям это обсудить с родителями».
Российский режиссер Клим Шипенко:
«Единственное, что я не очень понял: что значит рекомендуют? Они будут выделять на это средства или это просто «мы рекомендуем, а дальше вы сами»? Если они будут выделять финансирование непосредственно на съемку ремейков, многие возьмутся за это. Если эта рекомендация носит характер совета, не знаю. Я ничего не имею против ремейков, просто вопрос: каких фильмов? Из этого списка за многие фильмы я бы не взялся делать ремейки, потому что, мне кажется, они действительно гениальные, их надо оставить в таком виде, в котором они есть. Снять ремейк «Летят журавли» — это так же кадр в кадр повторить или просто взять сценарий, а дальше снимайте как хотите?»
Кинопродюсер, президент кинокомпании «Царь Pictures» Александр Изотов:
«Инициатива сама по себе может быть очень интересной и правильной. Если оглядываться на опыт мирового кинематографа, постоянно выходят ремейки культовых фильмов, которые заслужили любовь зрителя и снова приводят людей в кинотеатры. Вопрос в воплощении этой идеи. Если это делают люди, которые обладают талантом, может получиться очень классно, здорово, если фильмы советского периода преобразить в правильную современную стилистику и подачу. Если сделают фильмы, как сделали ремейк «Кавказской пленницы», просто пересняв один в один, может получиться конфуз, и это может многим ударить по карьере. В этом плане, я думаю, будет опасение, потому что соответствовать уровню ряда советских картин очень непросто. Но я уверен, что талантливые режиссеры у нас есть. Если будет такой вызов и возможность сделать качественный ремейк, может получиться интересно. Кинематограф же изначально задумывался и реализовывался как в хорошем смысле пропаганда ценностей, и в данный момент кинематограф таковым перестал являться. Я не думаю, что стоит задача только все переснять, стоит задача действительно в новом формате, в новой стилистике, в новом времени сделать качественное классное кино. Ремейк не подразумевает абсолютно того же, он подразумевает измененное временем уникальное произведение».
В Минкульте заявили, что предложения Минпросвещения не носят обязательного характера для представителей отрасли.