Минздрав просят разрешить врачам проводить онлайн-консультации пациентов
Лента новостей
Обращение в Минздрав отправила Национальная ассоциация управленцев сферы здравоохранения, некоммерческая корпоративная организация. Возможны ли медицинские онлайн-консультации технически и юридически? Своим мнением делятся медики
Минздраву предложили разрешить врачам вести онлайн-прием вне клиники. С такой инициативой выступила Национальная ассоциация управленцев сферы здравоохранения, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на текст обращения.
Речь о том, чтобы привлечь к работе врачей, у которых нет возможности вести очный прием. Это могут быть, например, инвалиды без нарушения когнитивных функций либо те, кто находится в декрете.
При этом проект должен соблюдать определенные критерии, отмечает руководитель аппарата Национальной ассоциации управленцев сферы здравоохранения Ирина Котляревская:
Ирина Котляревская руководитель аппарата Национальной ассоциации управленцев сферы здравоохранения «Мы предлагаем внести изменения в части, касающейся абсолютно всех медицинских работников, не только муниципальных и государственных учреждений, но и негосударственных, иначе будет непонятный разрыв. Ведь лицензию на медицинскую деятельность получают не только государственные учреждения. Здесь определенные должны соблюдаться, с нашей точки зрения, критерии. К примеру, к программному обеспечению, которое они будут использовать, к внешнему, безусловно, виду медицинского работника. Также могу сказать, что есть же федеральный регистр медработников, поэтому данные медработники, которые будут оказывать такие телемедицинские консультации вне стен клиник, безусловно, должны содержаться в федеральном регистре. Поэтому их законность априори уже будет легитимна. Изначально и в тестовом режиме, мы считаем, что можно распространить данное требование на терапевтов, гастроэнтерологов, возможно, специалистов по неврологии. В любом случае это должно быть в виде, к примеру, тестового режима, как в случаях было с введением в принципе телемедицинских технологий на территории Российской Федерации. Безусловно, нужно будет немножко усовершенствовать базу по тому, как будет пациент предоставлять ту или иную документацию для ее изучения и заочной консультации. Здесь нужно немножко подкорректировать будет, опять-таки, программное обеспечение и требования уже непосредственно к пациенту. А также требования, касающиеся врачебной тайны, чтобы доктор мог убедиться, что это действительно пациент».
Идея в том, что онлайн-приемы могут снизить дефицит медицинских кадров и улучшить контроль качества медпомощи с помощью видеозаписи консультации. По данным Минздрава, в стране не хватает 29 тысяч врачей и 63 тысяч медработников среднего звена. Business FM поговорила с врачами и узнала, как они относятся к тому, чтобы можно было работать из дома:
Денис Прокофьев, заведующий отделением амбулаторного звена одной из поликлиник города Москвы:
«Консультация телемедицины пациентов из дома — это, безусловно, новелла, которая на сегодняшний момент не используется. Внутри медицинского сообщества она не обсуждается, но стоит отметить, что консультации телемедицины вошли в широкий круг использования именно в период ковида и показали свою достаточно высокую эффективность. Был создан ряд телемедицинских центров, которые оказывают дистанционную помощь. Были созданы рекомендации по оказанию медицинской помощи. Но нужно понимать, что телемедицинская консультация — это такая же консультация врача, и все результаты телемедицинской консультации фиксируются в электронных медицинских картах, в протоколах, в амбулаторной карте пациента, потому что врач несет полную ответственность за то, что он делает. Нахождение врачей дома и оказание такой консультации не даст возможность, во-первых, вносить информацию о результатах консультации, о состоянии пациента в медицинскую карту, потому что доступ исключительно на рабочем месте, здесь важна привязка непосредственно к рабочему месту, потому что, возможно, понадобится дополнительная информация, дополнительная консультация специалистов в рамках оказания, необходимо видеть лабораторные показатели. Такого удаленного доступа дома врач иметь не будет. Поэтому я очень сомневаюсь, что такая инициатива может иметь дальнейший ход».
Филипп Кузьменко, врач-терапевт и кардиолог:
«Если мы говорим о первичном визите пациента в клинику, то, конечно, это достаточно маловероятно, и тут скорее речь идет о какой-то такой консультативной, я бы даже сказал, какой-то некой подсказке пациенту, что вообще делать с его жалобами, куда обратиться для первичного освидетельствования. То есть первично, если пациент вообще не был у врача, его, конечно, можно осмотреть физически, и здесь телемедицина никогда не сможет заменить физического присутствия — если мы говорим, конечно же, о соматических проблемах, то есть о каких-то болезнях органов. Потому что если мы говорим о каких-то психологических проблемах, то бывает, что и первично можно в принципе по видеосвязи, например, человеку помочь. Но это нюансы, а вот контроль его состояния очень даже может быть полезным. Потому что, например, если человек, допустим, проходит лечение по контрольному анализу, врач ему назначил препараты для снижения, для нормализации холестерина, и пациент может просто докладывать ему по телемедицине о том, какие у него на данный момент параметры, уже после первичного визита и назначения препаратов, и врач может по телефону, по видеосвязи корректировать ему дозировку. Или, например, при гипертонической болезни. То есть контроль состояния телемедицина может обеспечить практически без потери качества, и это облегчит жизнь как пациентам, так и врачам».
Ольга Щекатурова, врач-оториноларинголог Центральной поликлиники Литфонда в Москве:
«Есть, конечно, здесь и плюсы, потому что есть пациенты, которые действительно могут находиться где-то в отдаленных уголках нашей страны, и есть очень много тревожных пациентов, которые, возможно, чуть снизили бы эту тревожность, пообщавшись с врачом, даже данной специальности — отоларингологом, но все-таки в нашей специальности не зря мы проводим объективный осмотр всех лор-органов — и уши, и нос важен, и горло, и гортань, и у нас оснащены кабинеты разным оборудованием для того, чтобы поставить правильный диагноз, поэтому окончательный диагноз, наверное, врачу-лору сложно будет поставить, опираясь только на анамнез».
Зоя Скорпилева, врач-иммунолог, кандидат медицинских наук, врач Европейского центра вакцинации (Санкт-Петербург):
«Если врач ведет постоянно пациента, по сути, делает это семейный врач, какие-то вопросы, наверное, можно решить по телефону или по онлайн-консультации. А если врач не знает пациента, симптоматику, человек не всегда может описать правильно, не может адекватно вообще оценить свое состояние, а уж тем более состояние ребенка. Честно говоря, мне как-то видится это все достаточно странным».
Действующее законодательство в области телемедицины запрещает медикам вести консультации за пределами лечебных учреждений.
Минздрав пока не комментировал инициативу введения онлайн-приемов.