В Госдуме готовятся ужесточить миграционные законы
Лента новостей
Статус незаконного мигранта будет отнесен к категории отягчающих обстоятельств. Планируется запретить посредничество при организации экзаменов для иностранцев на знание русского языка. Цифровые платформы обяжут контролировать соблюдение их пользователями, например таксистами или курьерами, миграционного законодательства
Депутаты разработали законопроект, который причислит все преступления с организацией нелегальной миграции к тяжким и особо тяжким. Об этом рассказала вице-спикер Госдумы Ирина Яровая.
По ее словам, статус незаконного мигранта будет отнесен к категории отягчающих обстоятельств. Кроме того, планируется запретить посредничество при организации экзаменов для иностранцев на знание русского языка. Рекламу таких услуг будут блокировать во внесудебном порядке.
В то же время цифровые платформы, как ожидается, обяжут контролировать соблюдение их пользователями, например таксистами или курьерами, миграционного законодательства. Эта норма появилась в новой версии законопроекта о платформенной занятости, пишут «Ведомости».
Инициативу комментирует управляющий партнер компании BLC Елена Балашова:
Елена Балашова управляющий партнер компании BLC «Для этого, вероятно, необходимо будет наделить контролирующие органы каким-то дополнительным методом взаимодействия с цифровыми платформами, потому что в текущем режиме мне слабо представляется, как это возможно делать оперативно в онлайн-режим. Тем более нет никакой миграционной обязанности предоставлять свои документы кому бы то ни было, кроме контролирующих органов, кроме МВД, со стороны мигрантов не в судебном порядке. Поэтому нужно каким-то образом, видимо, будет обеспечить регистрацию этих документов при регистрации этих мигрантов на этих площадках, на этих платформах, вероятно, введется какой-то дополнительный список документов, который будет необходим к предъявлению для получения доступа к этим информационным ресурсам. И, вероятно, эта база будет каким-то образом объединена с базой МВД либо иных контролирующих инстанций. Сейчас все текущие нормы направлены на то, чтобы обеспечить максимальный контроль за нахождением, за нежелательным нахождением, за организацией именно работы, уплаты налогов мигрантами. И сейчас не только контролирующие органы будут получать дополнительные функции, но и, видимо, все остальные ресурсы, которые, так или иначе, взаимодействуют с данными гражданами, как информационные платформы, банки и другие структуры. Но если мы поговорим с точки зрения именно привлечения иностранной рабочей силы, то сейчас тенденция, очевидно, показывает на то, что в будущем именно работодатели будут снова будут привлекаться к дополнительной ответственности, к дополнительным контрольным функциям за соблюдением мигрантами в том числе правил проживания, пребывания. И именно работодатели снова будут ответственны за все процессы оформления, в том числе документов, необходимых для работы. Но, безусловно, надо сказать, что последние практические события показали, что нет практики достаточного контроля за нахождением, пребыванием, работой мигрантов. То есть мы видим, что есть определенные дыры именно уже в исполнительной системе, которые не позволяют эту информацию каким-то образом эффективно аккумулировать, обрабатывать. Поэтому это, на мой взгляд, дополнительные ресурсы, чтобы следить за этой информацией, формировать базы».
В Минтруда «Ведомостям» пояснили, что инициатива позволит исключить оказание услуг мигрантами, у которых нет документов для работы в стране.
В текущей версии эта идея выглядит недоработанной, считает эксперт по вопросам миграции Вадим Коженов:
Вадим Коженов эксперт по вопросам миграции «К сотруднику кадровой службы приходит узбек, показывает патент, регистрацию и паспорт. Как этот человек может понять, что регистрация действительная? Паспорт не просроченный, ладно, он дату посмотрит, как он может проверить действительность патента? Патент выдается всегда на год. Вот условно человек приехал в апреле, получил патент, в мае он его не оплатил, ему патент аннулировали. Но у него бумажка же есть, она выдана МВД, она защищенная, она с фотографией и со всеми делами. Как сотрудник коммерческой структуры может понять, насколько перед ним легальный человек? Никак. Пока мы это не решим, все подобные законы носят характер скорее хорошего заголовка. А я думаю, что сама концепция, что давайте бизнес будет дополнительно контролировать легальность пребывания иностранных граждан, — она хорошая, но тогда бизнесу нужно дать инструмент контроля, и тогда можно с него что-то спрашивать. Но в ближайшее время, я думаю, это абсолютно нереально, надо создавать большую, сложную информационную систему. По-моему, недель шесть назад об этом была новость, что будет создана система, МВД было инициатором. Будет некий реестр, уже скажем так, ну очень условно реестр нелегалов, и если человек в этом реестре, то ему невозможно прийти в загс, заключить брак, ему не будут открывать счета, ну много-много ограничений. Если база вдруг будет создана и к этому будет доступ работодателей, наверное, это заработает. Но я давно живу и занимаюсь миграционными вопросами, поэтому я не сторонник оценивать перспективы. У нас есть очень хорошие идеи, которые до сих пор пылятся, и самое важное — продумать их реализацию».
Документ, как ожидается, внесут в Госдуму до конца сессии, она заканчивается 4 августа. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 марта следующего года.
Уже с 1 мая частные центры помощи мигрантам не могут принимать экзамены для получения рабочего патента. В России осталось 130 площадок, где мигрант может сдать русский: в отделениях МВД и на базе федеральных и региональных вузов. Уже через месяц после вступления в силу новых правил Минобрнауки отчиталось, что иностранцы стали в десять раз чаще заваливать этот экзамен.