HeadHunter: число вакансий в РФ для сотрудников из Африки выросло в десятки раз
Лента новостей
Это происходит на фоне дефицита кадров. Число вакансий в Кении выросло в 39 раз, в Зимбабве — в 15. Чаще всего из-за рубежа привлекают специалистов в сфере продаж и IT-специалистов
В России фиксируется резкий рост привлечения сотрудников из Африки. Это следует из аналитических данных рекрутинговой платформы HeadHunter. Согласно статистике за первое полугодие 2024 года, семь из десяти зарубежных стран с наибольшим приростом вакансий от российских компаний — это африканские государства. В основном тренд затронул Кению, Зимбабве, Камерун, Замбию и Алжир.
Что касается стран других континентов, то по темпам роста количества вакансий лидируют Албания, Пакистан и Бельгия. По числу вакансий в целом от российских компаний в топе — Казахстан и Белоруссия. Число предлагаемых рабочих мест в них росло на 26% и 28% соответственно. Также в
Комментирует руководитель
— Что с языковым барьером и прочими сложностями?
— Если речь идет о найме рабочих-строителей с релокацией в Россию, то основная нагрузка в организациях лежит на транспортной логистике, потому что отсутствует прямое либо регулярное сообщение с Россией. Могут быть сложности с квотами, языковые, культурологические барьеры, из которых вытекают сложности с адаптацией в рабочих коллективах. Эти проблемы есть, но чем больше будут нанимать российские компании такой категории персонала, тем, наверное, более успешно будут решаться эти проблемы.
— Вообще в чем выгода для российского бизнеса здесь? Или у нас такой кадровый голод, что нужны вливания отовсюду, где можно взять?
— Это все-таки вынужденная мера, компании просто вынуждены по всему миру искать свободные трудовые ресурсы. И в Африке они есть, это естественно, что обратили внимание на этот регион мира.
— Привлекают иностранцев в сфере продаж, IT, маркетинга, пиара, рекламы. Почему именно эти категории?
— Эти категории относятся ко всему миру, исключая Африку и Среднюю Азию. Здесь специфика в том, что этот персонал нужен прежде всего для того, чтобы осуществлять какую-то деятельность на тех рынках, где ищут этот персонал. То есть в тех странах, например, в Европе, в Юго-Восточной Азии, в том же Китае, в Таиланде. Это что касается менеджеров по продажам и маркетологов, айтишников набирают тоже по всему миру из-за дефицита, но в основном это все-таки Европа, Сербия, в частности, Кипр.
Наибольший рост востребованности зарубежных специалистов — в два раза — фиксируется в сфере науки и образования. Также тренд затронул разнорабочих, специалистов в области сельского хозяйства и сотрудников в сфере добычи сырья и строительства.
Направления, куда чаще всего привлекают иностранных сотрудников, по данным HeadHunter, остались прежними. Самой популярной стала категория продаж и обслуживания клиентов, на втором месте —
По мнению партнера рекламного агентства Grape Владимира Гарева, ситуация не так однозначна:
Владимир Гарев партнер рекламного агентства Grape «В рекламе это было действительно очень трендово и массово в 2010-е годы, поскольку и клиенты, и агентства имели огромные амбиции подаваться на международные фестивали и их выигрывать. У иностранцев в этом был хороший опыт. Небольшие, в том числе сетевые агентства с хорошими партнерскими отношениями, с международными сетками, конечно, приглашали на всякие ведущие креативные позиции иностранцев, в основном из европейских стран. И действительно они помогли, и Россия с какого-то момента стала очень качественно и много забирать международных наград на самых престижных мировых фестивалях, сначала с их помощью, потом уже самостоятельно. Но к ковиду благополучно они все уехали обратно, переместившись в свои родные географии или в какие-то другие еще, в азиатские страны кто-то уехал. И в целом уже, мне кажется с 2021 года, это стало большой редкостью, и остались какие-то люди, которые уже связали свою жизнь в России окончательно, и они просто в силу каких-то семейных обстоятельств остались и продолжают работать. Но, наверное, последние лет пять — это скорее редкость, чем естественный процесс, поскольку и на международных фестивалях России стало меньше по понятным причинам, и, в общем-то, все больше ушли в работу без желания обязательно получать и выносить сумки с наградами фестивалей. А для таких вещей можно справляться собственным штатом. Но, действительно, вклад, который международные специалисты из разных совершенно стран внесли в развитие российской рекламной индустрии, огромен. И серьезные результаты с точки зрения того, что Россия в тот момент заняла какое-то определенное крепкое место среди мировых рекламных агентств».
По данным ФСБ, в первом квартале 2024 года с целью работы на территорию России въехали 1,4 млн раз. В основном это были граждане Узбекистана — 689 тысяч человек и Таджикистана — 358 тысяч человек.