Из-за повышения утильсбора подорожает даже Lada
Лента новостей
Президент Союза автомобильных дилеров предложил правительству, прежде чем утверждать проект постановления об увеличении утилизационного сбора, проанализировать совместно с представителями отрасли негативные последствия такого решения
Рост утильсбора приведет к подорожанию не только китайского, но и отечественного автопрома. Такой тезис высказал в письме Business FM президент Союза автомобильных дилеров Вячеслав Жигалов. Свои аргументы он прислал не только редакции радиостанции, но и разместил на портале правовых актов, а также отправил в Минпромторг.
По оценке Жигалова, так как производители закладывают утильсбор в стоимость машины, его повышение в октябре на 70-85% и ежегодная индексация приведут к подорожанию всего автопрома, а не только «китайцев». В случае утверждения проекта постановления сбор для авто объемом двигателя от одного до двух литров с октября составит более полумиллиона рублей, это плюс 255 тысяч к нынешнему уровню. А за машину от двух до трех литров заплатить придется более 1,5 млн рублей утильсбора (плюс 718 тысяч). Необходимо учитывать и предполагаемое повышение ключевой ставки, которая повлияет на объем автокредитов. Между тем к 2030 году предполагается рост утильсбора в четыре раза относительно текущего уровня. Продолжает Вячеслав Жигалов:
Вячеслав Жигалов президент Союза автомобильных дилеров «Если говорить, допустим, о продукции «АвтоВАЗа», она за эти годы удвоится в цене. Уверение в том, что отечественная продукция, которая получает из бюджета субсидию, покрывающую расходы на утильсбор, не вырастет в цене, никакого доверия не заслуживает. В прошлом году, например, цена на отечественные автомобили, согласно данным Росстата, выросла на 18%. Притом что был повышен утильсбор, он действительно компенсировался из бюджета, и было существенное снижение курса рубля. Казалось бы, иностранные автомобили должны подорожать существенно больше, но они подорожали на 4%. Сейчас в обоснование повышения утильсбора предоставляются аргументы о том, что мы не выдерживаем конкуренцию с «китайцами», что у нас высокая зависимость от иностранных комплектующих, что у нас растут издержки, поэтому нам нужно поднимать утильсбор, с тем чтобы мы имели возможность тоже поднять цены».
Кроме того, по словам эксперта, протекционистские меры скорее отпугнут иностранных, читай — китайских, инвесторов от локализации на российском рынке, чем заставят их «приземлиться». Ведь открыто говорится, что родные заводы надо защищать от демпинга «китайцев», которые, кстати, и так осторожны из-за вторичных санкций. К тому же протекционизм убивает у российских брендов мотивацию к конкуренции с зарубежными марками, считает Жигалов.
Механизм компенсации государством утильсбора для отечественных автоконцернов работает довольно сложно. По сути, это не прямые компенсации, а промышленные госсубсидии на развитие, поясняет партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:
Игорь Моржаретто партнер аналитического агентства «Автостат» «Компенсируют утильсбор с помощью целого ряда так называемых промышленных субсидий. И суммы этих промышленных субсидий разные. Есть на неувольнение кадров, есть на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и так далее. Сумма этих промышленных субсидий зависит от уровня локализации, который рассчитывается по формуле Минпромторга. В зависимости от уровня локализации компенсация может достигать 100% (в случае с «АвтоВАЗом»), а может достигать нескольких процентов (в случае с другими предприятиями, которые находятся на начальной стадии и где этот уровень совсем невысок). Как эти деньги возвращаются: предприятие по закону обязано оплатить утильсбор сразу же по выпуску автомобиля, но обычно платится помесячно или поквартально, не каждый день по маленькой порции. Эти промсубсидии выплачиваются не сразу. Условно говоря, прошла оплата за июнь, но это не значит, что 1 июля все получат компенсацию. По сложившейся практике отсрочка по выплате промсубсидий составляла от трех до шести месяцев».
При такой сложной схеме и длинном плече возврата средств логично, что российский автопром, несмотря на все субсидии, закладывает этот сбор в стоимость машин и перекладывает траты на потребителя.
К тому же повышение цен на импорт тоже подстегивает цены на отечественные машины, напоминает автоэксперт, главный редактор сетевого автомобильного издания Quto.ru Максим Ракитин:
Максим Ракитин автоэксперт, главный редактор сетевого автомобильного издания Quto.ru «Импортные автомобили дорожают, причем дорожают ощутимо. И почему бы на этом фоне нашим производителям тоже немножечко не заработать денежек? Мне кажется, возможен вариант, при котором российские автомобили могут подорожать. Но, конечно, не на такие суммы, которые обозначены в проекте постановления. Не только рыночная конъюнктура может играть роль, в конце концов, могут сыграть роль и поставки комплектующих, здесь много чего, потому что российский автомобиль только называется российским, по сути, там импортных запчастей от 45% до 65-70%».
Кстати, если говорить о «китайцах», то ряд экспертов полагают, что ценники не слишком вырастут. Вероятнее всего, дилеры пойдут на небольшое снижение собственной маржи, чтобы не потерять покупателей. Ведь рядовой китайский автомобиль в России и так продается с огромной наценкой: примерно в два-три раза дороже, чем на родине.