В Думе выступают за получение образовательной лицензии для блогеров-тренеров
Лента новостей
Блогерам, продающим тренинги и курсы, вероятно, предложат получать образовательную лицензию: такие поправки к закону «Об образовании» предложили в Госдуме. Business FM спросила у блогеров, как они относятся к инициативе и важно ли наличие такой лицензии для их клиентов
Для продажи тренингов и курсов блогерам, возможно, понадобится лицензия. Соответствующий пакет законопроектов с поправками к закону «Об образовании» был подготовлен депутатами Госдумы. Финальной версии пока нет, инициатива по законодательному регулированию блогеров и инфобизнеса в России только обсуждается. Сегодня прошло первое заседание рабочей группы.
Сейчас по закону у юрлиц, оказывающих образовательные услуги, должна быть специальная лицензия, однако для ИП она не требуется. По словам одного из авторов поправок, первого зампреда Госдумы по просвещению Яны Лантратовой, это создает неравные условия конкуренции, поскольку ИП заниматься таким бизнесом проще. Кроме того, это искусственно стимулирует блогеров-преподавателей уклоняться от уплаты налогов через систему дробления бизнеса и от приобретения лицензий. Особенно актуальна эта проблема на фоне широкой популярности курсов блогеров и различных онлайн-школ по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.
Business FM обсудила с блогерами необходимость такой лицензии:
Педагог, автор дзен-канала «Травля: со взрослыми согласовано» и телеграм-канала «Учимся учить иначе», создатель музея науки «Иннопарк» Светлана Моторина:
«У меня есть две целевые аудитории: родители и учителя. Родителям абсолютно неинтересно, есть ли у меня лицензия. Учителям — в частном секторе им тоже неинтересно, но в государственных школах учителям интересно иметь сертификаты государственного образца по итогу любых курсов, потому что они прилагают их к портфолио, у них от этого зависит мотивация. Если бы у меня не было этой узкой целевой аудитории, педагогов госсектора, то мне лицензия не нужна была бы вообще. Более того, у меня есть еще одна, основная деятельность — свой музей науки, «Иннопарк». И в рамках этого музея мы ведем для детей мастер-классы, не онлайн, физические занятия. Это относится к сектору допобразования. И в допобразовании этот вопрос тоже очень давно существует — нужно ли получать образовательную лицензию, и у меня она какое-то время была. Это безумно трудозатратно, денежнозатратно, это коррумпированная история, и при этом лицензия мне не дала ничего. Я думаю, в онлайн-сфере будет примерно так же. Избавит ли это от мошенников? Есть сомнения».
Автор одноименного YouTube-канала по информатике и программированию Иван Викторович:
«Считаю свою деятельность образовательной. Я много лет до этого работал учителем информатики в обычной школе и когда только записывал видео по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ по информатике, уже тогда, до платных курсов, начал собирать документы для получения образовательной лицензии. Вообще, это полноценная работа, которая забирает практически все мое время. Сюда входит и подготовка самих уроков, написание сценариев для видео, съемка, монтаж и проведение самих занятий, плюс это работа с ребятами, это кураторство, ответы на вопросы и много еще чего. Я считаю, что образовательной деятельностью, как бы банально это ни звучало, должны заниматься люди с соответствующим образованием и специальностью. На мой взгляд, образовательная лицензия дает уверенность ученикам в преподавателе, в курсе, на котором они учатся, а преподавателю лицензия дает спокойное осуществление своей деятельности. Он знает, что все делает правильно, он компетентен и может просто выполнять свою работу».
Учитель математики, основатель «Геометрия-канала» в Telegram Наталья Нетрусова:
«Я по образованию учитель-математик, и по основной работе я учитель математики. Полноценной работой я блогерство не считаю, это не основной мой источник дохода, более того, я не стремлюсь, чтобы это таковым становилось. Скорее моя цель — распространение знаний, и так я как учитель могу быть гораздо более эффективной. У меня есть небольшой доход от телеграм-канала, я не пытаюсь намеренно на этом заработать, наоборот, мне бы хотелось, чтобы реклама в канале появлялась пореже, потому что я уважаю своих читателей. Что касается лицензии, то я вообще не знаю, что она может дать блогерам-репетиторам. Я вижу тут попытку все зарегулировать, прописать правила, по которым нужны будут какие-то дополнительные действия. Все быстро найдут, что проще — получить эту лицензию или как-то обойти, иначе назвать деятельность, сделать так, чтобы не нужно было получать эту лицензию. Это создаст препятствия начинающим. От этого вся область в целом станет скорее хуже, потому что сейчас, когда точка входа невысока и каждый может завести свой блог и чему-то учить, получается, что в этой области высокая конкуренция, в результате которой все развиваются».
В пояснительной записке отмечается, что в 2022 году общий доход только онлайн-школ достиг 95 млрд рублей, а по итогам прошлого года — 123 млрд.
Самыми популярными направлениями такого образования являются обучение новым профессиям, курсы по здоровью, предпринимательству, психологии, эзотерике, финансовой грамотности, фитнесу и отношениям.