16+
Четверг, 10 октября 2024
  • BRENT $ 76.81 / ₽ 7447
  • RTS893.19
25 июля 2024, 22:30 Право

ФАС Ингушетии: энергетики — это харам

Лента новостей

Вердикт ФАС Ингушетии в отношении продукции Московской пивоваренной компании — либо первый широко известный, либо вообще первый в России случай принудительного отзыва маркировки «халяль» у пищевой продукции. Впрочем, как говорят эксперты, производитель здесь действительно мог использовать маркировку в маркетинговых целях

Фото: © Ирина Михайличенко/фотобанк «Лори»

Производителю напитка Gorilla предписано снять с банок маркировку «халяль» и выплатить оборотный штраф. Где проходит водораздел между религией и ГОСТом?
Вердикт управления ФАС по Республике Ингушетия в отношении продукции Московской пивоваренной компании — либо первый широко известный, либо вообще первый в России случай принудительного отзыва маркировки «халяль» у пищевой продукции. Как сообщил регулятор, халяльная пища «не должна содержать вредных компонентов», а энергетики «наносят вред здоровью».

Поэтому, по мнению ФАС региона, производитель напитка Gorilla вводит покупателей в заблуждение и имеет несправедливое преимущество перед конкурентами, так что маркировку необходимо снять, а компанию — обложить оборотным штрафом неуказанного размера. О регулировании религиозных маркировок, таких как «халяль» в исламе или «кашрут» в иудаизме, говорит технолог пищевых производств, доктор технических наук, профессор Александр Ишевский:

Александр Ишевский технолог пищевых производств, доктор технических наук, профессор «И та и другая марка из-за религиозного отношения к пище подразумевает контроль всей цепочки — от выращивания, убоя, транспортировки, хранения, переработки, упаковки и так далее и рецептур, конечно, и содержания. А у нас, по сути дела, и халяль, и кошерность присваивается только конечному продукту. На самом деле это не совсем правильно. То есть пришел кто-то уполномоченный и дал или не дал эту марку, дал или не дал этот знак, если хотите сказать, качества. Он же не всю цепочку просматривает, только смотрит на содержание конечного продукта. Там очень много требований, их практически все не перечислишь: как выращивается животное, чем оно питалось, контролируется перевозка, хранение, это должно быть все чисто, обработка. В кошерности у вас не может быть сочетаний, скажем, молока и мяса в одном продукте. Это достаточно сложные и жесткие требования».

Сама по себе активность ФАС по контролю религиозных норм может показаться странной, однако официальный ГОСТ для категории «халяль» утвержден в России еще несколько лет назад. Документ формализует требования к сертификации халяльной продукции и обозначает «харам», то есть запретные ингредиенты: от мяса свиньи или удода до алкогольсодержащих и наркотических веществ. С другой стороны, хотя управление регулятора по Ингушетии в пресс-релизе ссылается на неназванный «ГОСТ», в документации стандарта энергетики отдельно не упоминаются. По мнению ведомства, такие напитки заведомо не соответствуют халяльному ГОСТу, поскольку Минздрав России считает их потенциально опасными для здоровья. Ситуацию анализирует гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров:

Михаил Бурмистров гендиректор «Infoline-аналитики» «Здесь, очевидно, речь идет о продукте, для которого данная характеристика не является релевантной, поэтому использование такого термина в рекламе действительно может вызывать вопросы. И, по всей видимости, ФАС такое решение приняла. Конечно, если речь идет о таких традиционных категориях, для которых халяль и кашрут — это религиозная категория, это, наверное, вызвало бы вопросы, но когда речь идет об энергетических напитках, то здесь вопрос не в нарушении того или иного ГОСТа, здесь вопрос все-таки в плоскости рекламы лежит».

Ингушское УФАС уже провело мини-конференцию о маркировке «халяль» на энергетических напитках. Как говорится в пресс-релизе, представители исламского духовенства и республиканского министерства национальной политики поддержали позицию ведомства.

Руководитель управления ФАС по Ингушетии Батыр Точиев выразил надежду, что история «послужит сигналом» для всех производителей продуктов питания, которые используют маркировку в недобросовестных целях.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию