16+
Четверг, 10 октября 2024
  • BRENT $ 76.99 / ₽ 7464
  • RTS893.19
29 июля 2024, 18:14 ОбществоПроисшествия

Из-за аварии на шлюзах Беломорканала в Карелии запретили движение судов

Лента новостей

В Сегежском районе размыло временную перемычку — ее установили для ремонта старой плотины. Подтопило несколько прибрежных домов, погиб один человек. Пик подтоплений пришелся на четыре часа дня 29 июля, на месте работают спасатели

Последствия размытия временной перемычки между двумя шлюзами на Беломорско-Балтийском канале. Снимок с видео. Максимально возможное качество.
Последствия размытия временной перемычки между двумя шлюзами на Беломорско-Балтийском канале. Снимок с видео. Максимально возможное качество. Фото: ГУ МЧС России по Республике Карелия/ТАСС

Прорыв плотины в Сегежском районе произошел рано утром 29 июля, в половину седьмого, и сразу разбудил местных жителей — в первую очередь тех, кто живет в шлюзовом поселке. Вода прошла мимо станции Шавань и добралась до поселка Надвоицы ниже по течению, где встретилась со второй плотиной.

Эпицентр подтоплений, таким образом, растянулся на территорию между шлюзами 10-м и 11-м Беломорканала. Места эти безлюдные, поэтому ущерб вода нанесла сравнительно небольшой. Хотя началось все внезапно, рассказывает местная жительница Елена, она передала слова матери, которая живет в шлюзовом поселке:

«Смыло забор, огород, поплыли дождевые бочки, подтопило подвал, вода поднялась выше крыльца. Сначала она думала, что это звук какого-то идущего поезда: недалеко железнодорожная станция «Шавань». Она уже подошла к окну, увидела, что потоки несутся по улицам. У трех домов, которые были ближе всего к плотине, унесло машину, лодки, катера — в общем, какой-то ужас. Дороги разбиты, все раскурочено, плотины нет. Все сравнялось сейчас, уровень спал. Люди там жили всегда: это шлюзовой поселок, который обслуживал шлюз, есть многоквартирные дома и дома частные, дачники приезжают. Красивое место, и довольно-таки спокойно, никогда никаких инцидентов не было».

Вскоре выяснилось, что прорвало все-таки не саму плотину, а земляную перемычку, которую рабочие установили совсем недавно, чтобы провести ремонт. Реконструкция плотины идет третий год, работы планировали завершить как раз к концу этого. Ремонт оценивался в 440 млн рублей. Последний раз плотину проверяли в январе, и тогда все было в порядке. До начала реконструкции объект был единственной деревянной плотиной, сохранившейся в России.

На место прибыл губернатор Карелии Артур Парфенчиков и записал несколько обращений на фоне бурлящей реки. Он заверил, что подтопление теперь контролируется, воду стараются удержать в русле, приступили к аварийным сбросам воды:

«Здесь основной регулятор воды, которая сейчас идет вниз. До 14 часов здесь шел сброс в 600 кубов. Это вызвало определенные проблемы: вниз по течению есть подтопление в Беломорском районе. Сейчас закрыли плотину до сброса в 400 кубов. Дальше контролируем, надеемся, что в ближайшее время удастся еще понизить уровень сброса воды. Мы должны пережить этот сход воды, возникший после прорыва дамбы. Держим ситуацию на контроле».

Беломорканал — важнейшая водная артерия, соединяющая Белое море с Онежским озером и имеющая выход в Балтийское море, с прямым выходом на Волго-Балтийский водный путь. Канал вмещает два десятка гидроузлов, кругом шлюзы, плотины и дамбы.

Канал тянется на 227 километров, и прорванная плотина находится примерно посередине. Суда курсируют здесь постоянно, и сейчас Росморречфлот был вынужден ввести запрет на судоходство как раз на участке между 10-м и 11-м шлюзами. В момент прорыва плотины на судоходных трассах канала находилось около 40 судов, грузовых и пассажирских, в том числе несколько круизных теплоходов. Их, по данным АТОР, уже разворачивают обратно в Онежское озеро.

Следующим этапом станет поиск виноватых — это будут либо рабочие, установившие ненадежную перемычку, либо обслуживающая организация, следящая за плотиной, продолжает научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян:

— Я думаю, что, скорее всего, тут зона ответственности ремонтников, они делали эту перемычку, и, конечно, они ее должны были сделать получше. Я не думаю, что там были экстраординарные осадки, они, конечно, были достаточно сильные, но не экстраординарные. У нас в гидротехнике полагается делать тройной запас. Очевидно, его сделано не было.

— Может быть, неграмотность или халатность, как вы считаете?

— Я думаю, что это просто недостаточная квалификация.

Следственное управление СКР по Карелии начало доследственную проверку по статьям о халатности и нарушении правил безопасности при ведении строительных работ. На месте продолжаются поисково-спасательные работы.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию