Минпромторг хочет приравнять марткетплейсы к торговым сетям
Лента новостей
Это, в частности, ограничит для них наем самозанятых и увеличит их ответственность за цепочку поставки товара от производителя до полки
Обновлено в 18:45
Минпромторг хочет приравнять марткетплейсы к торговым сетям и запретить им наем самозанятых, пишут «Ведомости». Законопроект предлагает внести правки в закон о торговле и закон «О защите прав потребителей».
Маркетплейсы будут называться «цифровыми площадками розничной торговли и предоставления услуг», а пункты выдачи заказов — «торговыми объектами». При этом, согласно действующему законодательству, «совокупность двух и более торговых объектов» — это уже торговая сеть. А самозанятым не только запретят работать на «цифровую торговую площадку», но и маркетплейсы заставят «принимать меры», чтобы самозанятые не могли торговать на площадке, если такой статус они носят безосновательно.
Комментирует гендиректор консалтинговой компании GoOmni Ефим Алдухов:
— Информация о запрете на работу с самозанятыми является на данный момент абсолютно непонятной, непрозрачной. Из того, что я понимаю и знаю, речь идет про запрет на работу с самозанятыми, с маркетплейсами при попытке реализовывать произведенный несамостоятельно товар. То есть объективно сейчас на рынке есть проблемы, связанные с тем, что много самозанятых и вместо того, чтобы делать товары, продавать их через маркетплейсы, как это должно следовать из закона, они покупают товары в Китае, в Киргизии или где-то еще и затем пытаются их продавать на маркетплейсах. В первую очередь речь идет про этот кусок. Я очень сильно сомневаюсь, что водителя, который работает на подряде у маркетплейса, чтобы перевозить груз в регионах, отключат от этой работы, потому что объективно там есть отдельные различные биржи по доставке.
— Мы видим, что мнения разнятся. Минпромторг высказывает мнение о том, что с самозанятыми нужно как-то прекращать деятельность, именно с такой формой регистрации. А депутаты, в свою очередь, против таких мер и в том числе указывают на дефицит кадров. Как вы думаете, будет ли принята эта мера?
— Здесь вопрос, что конкретно будет принято. Скорее всего, в какой-то форме эта мера может быть принята, дальше вопрос, в какой именно формулировке это войдет и про что будет конкретно идти речь. Условно про весь рынок труда, про работу продавцов на маркетплейсах и так далее, это вызывает много вопросов, какая именно формулировка войдет, скажем так, в регламентирующий документ. Одной из самых главных тем для дискуссий является ответственность за товар, который реализуется через маркетплейсы. Потому что в случае, если речь идет про классическую торговую сеть, то она должна контролировать всю цепочку поставки товара от производителя до полки и, собственно говоря, активно в этом процессе принимать участие, запрашивать все документы, сертификаты. В случае если мы говорим про маркетплейсы с существующими уже сейчас на рынке классическими моделями, когда товар либо поставщики привозят оптом на склад маркетплейса либо торгуют вообще с собственного склада под заказ конкретного покупателя, подобная ответственность вызывает много вопросов. Причем именно вопросов как со стороны потребителя — Роспотребнадзора, так и с точки зрения возможности взять на себя эту ответственность. То есть в случае, если маркетплейс будет отвечать за каждый контрафактный товар, за каждый несертифицированный товар и тому подобные вещи, как это делают торговые сети, то бизнес-модель маркетплейса очень быстро закроется.
Пункты выдачи заказов никак не подходят под определение торгового объекта, считает владелец девяти ПВЗ в Московской области и Красноярском крае Ксения:
— Торговые объекты — это место, где продается заранее закупленный товар. Там размещается реклама, там есть определенные требования к хранению этих товаров, площади другие. А пункт выдачи осуществляет выдачу уже купленных или заказанных товаров, это больше похоже на почту, там отправления друг другу пересылают граждане или организации, а здесь отправление выдается маркетплейсом. Поэтому, на мой взгляд, это не совсем корректное сравнение, это первое. Второе, это не может быть торговой сетью, потому что у торговой сети каждый торговый объект — это собственность этой сети, а маркетплейс и пункты выдачи — это разные собственники. Пункты выдачи принадлежат индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, это другой собственник. И мы работаем по агентскому договору, он не называется именно словом агентский, вообще это слабо отрегулировано в законодательстве, но приравнять нас к торговой сети — это неверное решение.
— Мнение одного из юристов заключается в том, что с налоговой точки зрения признание ПВЗ торговыми объектами повлечет для владельцев помещений, в которых они размещены, необходимость платить налог на имущество по кадастровой стоимости, то есть добавление налоговых издержек.
— Я не понимаю, какой здесь может быть налог на имущество. Только в том смысле, если помещение, в котором располагается ПВЗ, является собственностью этого же владельца ПВЗ. Но в массе своей это чаще всего арендованные им помещения. Налогообложение здесь зависит от формы налогообложения. То есть если это юридическое лицо, у них свои формы с НДС, без НДС. У меня ИП, этот процент зависит даже от региона, где зарегистрирован этот ИП. У меня 15% от прибыли. И есть друга форма, когда просто 6% со всего оборота платится.
Ozon прокомментировать инициативу отказался. В Wildberries отметили, что пока давать комплексную оценку преждевременно, так как работа над законопроектом все еще ведется, но площадка находится в тесном контакте с Минпромторгом. Однако, по словам руководителя GR-направления Wildberries Евгения Этина, не все подходы к регулированию офлайн-ретейла подходят к бизнесу онлайн-торговли:
Евгений Этин руководитель GR-направления Wildberries «В отличие от традиционного ретейла маркетплейсы имеют бесконечную онлайн-полку, и это позволяет преодолеть различные территориальные ограничения и сделать любые товары доступными миллионам людей в нашей стране. Мы по большому счету обеспечиваем высокий уровень конкуренции именно за счет того, что у нас неограниченное количество крупных и мелких продавцов. Пункты выдачи заказов однозначно не являются торговым объектом, там отсутствует товарная выкладка и сам торговый зал. Это часть логистической инфраструктуры, в них хранятся заказы конкретных покупателей. В ПВЗ Wildberries, как и у наших коллег по цеху, работают в основном по партнерской модели и дают людям возможность вести прибыльный бизнес на всей территории России, а не только в городах-миллионниках. Что касается сотрудничества с самозанятыми, разрешенные для них сферы деятельности установлены в соответствующем законе, и контроль над этим аспектом производится со всей необходимой тщательностью ФНС и другими государственными структурами. Поэтому введение каких-то специальных ограничений именно для маркетплейсов приведет не только к дискриминации агрегаторов товаров по сравнению с другими офлайн-компаниями, но лишит большое количество людей дополнительного заработка, возможности гибко управлять своим рабочим временем. По большому счету — это тот аспект, который сейчас формируется с названием платформенная занятость».
Когда законопроект может быть внесен в Госдуму, не уточняется. В январе председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов заявлял, что подготовлен еще один законопроект, который предлагает установить для маркетплейсов предельную долю на рынке.
Лимит может составить 25% от объема всех онлайн-продаж товаров за предыдущий финансовый год. В случае его превышения площадке могут запретить, например, открывать новые пункты выдачи заказов, говорил тогда Кутепов. О внесении законопроекта в Госдуму не сообщалось.