Во Владимирской области решили сделать школьную форму полностью светской. Комментарий Георгия Бовта
Владимирская область запретила носить никабы и хиджабы в школах
Лента новостей
Почему во Владимирской области именно сейчас решили издать данный приказ и какая в этом была необходимость, сказать трудно, отмечает политолог. В России ношение хиджабов (платков, оставляющих открытым лицо) на законодательном уровне нигде не запрещено, но в свое время несколько судебных дел о возможности ношения религиозной одежды в школах рассматривались
В школах Владимирской области запретили носить одежду, демонстрирующую религиозную принадлежность учеников, в том числе хиджабы и никабы. Соответствующий приказ издало местное министерство образования и молодежной политики. Министерство пояснило, что запрет на религиозную одежду связан с тем, что Россия — светская страна, в которой «церковь отделена от государства, в том числе от сферы светского образования». Добавив, что принятое решение «полностью соответствует закону о свободе совести и религиозных объединениях, и закону об образовании». В приказе речь идет о любой одежде, демонстрирующей религиозную принадлежность обучающегося. Как это понимать?
Почему во Владимирской области именно сейчас решили издать данный приказ и какая в этом была острая необходимость, сказать трудно. Зато легко предсказать, что по мере обсуждения этой новеллы она встретит неоднозначную реакцию в мусульманских регионах. Владимирская область к таковым не относится: из населения в 1,4 млн человек почти 90% являются русскими, а мусульман едва ли наберется процент (89,2% — русские, по 0,3% — украинцы, армяне и таджики, 0,26% — татары, 0,24% — узбеки, 0,16% — цыгане). Однако представители, например, Чечни, обычно пристально следят за правами мусульман по всей стране и, как правило, неравнодушно реагируют. Сейчас владимирские власти могут заподозрить в том, что они решили «хайпануть» на покатившейся по стране антиммигрантской волне.
После теракта в подмосковном «Крокусе» и затем нападения на православные церкви носить никаб, который полностью скрывает лицо, запретили временно в Дагестане и Карачаево-Черкесии. В Чечне, согласно формулировке местных властей, он «не приветствуется» уже несколько лет. Вместе с тем не так давно глава Чечни Рамзан Кадыров заявил: «Кто скажет моей дочке снимать хиджаб, я его сразу убью….Это мой личный враг, враг ислама». Еще ранее депутат от Чечни Адам Делимханов раскритиковал законопроект о праве регионов якобы запрещать хиджабы, внесенный вице-спикером Госдумы Владиславом Даванковым. Хотя там речь идет только о «скрывающей лицо» одежде. Даванков же ссылался на решение Верховного суда еще от 2015 года, когда был поддержан запрет религиозной одежды в школах, включая, правда, и хиджабы тоже. Владимир Путин поддержал запрет хиджаба в школах в 2012 году как не присущей российскому традиционному исламу одежды.
Однако после решения Верховного суда 2015 года ношение хиджабов на законодательном уровне нигде не запрещено. Летом правительство в отзыве на законопроект Даванкова тоже решило, что понятия «религиозная одежда» и «одежда с религиозными атрибутами или религиозной символикой» не определены в законодательстве, что может привести к неоднозначной правоприменительной практике. А в законе об образовании в РФ сказано, что государственные и муниципальные школы «устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями», которые утверждают региональные власти. Федералы мудро ушли от расстановки всех точек над i.
А во Владимирской области их решили все-таки расставить, обосновав стандартной ссылкой на некие «обращения родителей и имеющиеся конфликты среди учащихся». То есть это все ради защиты детей.
Теоретически можно допустить, что, исходя из принципов федерализма, в разных регионах могут быть разные стандарты, в том числе школьной формы. Подобные культурологические вариации, кстати, были допустимы в царской России, где в мусульманские регионы никто с официальным православным уставом не лез. На фоне растущей численности мусульманского населения и падения численности всего остального такого варианта нельзя исключать в будущем. Подогнать всех под одну общефедеральную гребенку будет все труднее. Хотя попытки будут продолжаться, но и они будут сталкиваться с необходимостью идти на компромисс. Вспоминаются острые споры на рубеже веков о праве женщин-мусульманок фотографироваться на паспорт в хиджабе. Против такого запрета МВД от 1997 года возникло протестное движение в Татарстане. И в 2003 году Верховный суд признал запрет незаконным. Процесс внесения поправок в ведомственные правила занял не один год. Однако уже без лишнего шума. В требованиях о порядке выдачи российских паспортов от 2021 года уже сказано, что если человек носит головной убор по религиозным соображениям и вера не позволяет снять его, то фото в головном уборе допускается. Право на фото на паспорт в хиджабе подтверждено приказом МВД от 5 мая сего года.
Острейшие споры по поводу религиозной одежды не первый году идут во Франции. Там по конституции унитарное государство, которое жестко настаивает на унитаризме и в этом вопросе. Россия формально — федерация, хотя федерализм у нас весьма усеченный. Рано или поздно в этом вопросе с правами регионов, возможно, придется определяться. И тогда у Владимирской области будут свои права, в том числе в школьной форме, а у Чечни, Дагестана и других мусульманских регионов — свои. Но, по идее, тогда поиск баланса интересов регионов и центра должен касаться не только школьной формы. Или не касаться, но тогда все должны ходить в одной форме.