16+
Пятница, 22 ноября 2024
  • BRENT $ 74.37 / ₽ 7488
  • RTS803.70
7 ноября 2024, 18:35 Авто

Кто виноват в навязывании покупателям услуг со стороны автодилеров?

Центробанк, автодилеры и банки обвиняют друг друга в навязывании услуг

Лента новостей

Автодилеры, страховщики и банки обвиняют друг друга в навязывании услуг. Крупные банки намерены прекращать сотрудничество с такими дилерами. Автосалоны считают, что банки занимаются тем же, и все кивают на высокую ставку ЦБ

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Борьба Центробанка с навязыванием услуг от автодилеров идет далеко не первый год. В сентябре Эльвира Набиуллина снова отметила, что число подобных жалоб стало больше. Напрямую регулятор влиять на дилеров не может, поэтому воздействует на банки, посылая им четкие сигналы.

Банки, в свою очередь, не угрожают, а дают сигналы уже автодилерам. Ну а дилеры вопрошают, как же быть, если на рынке сложился тотальный дефицит некитайских автомобилей, бюджетный класс за пределами продукции «АвтоВАЗа» вымер полностью, а ключевая ставка вынуждает предлагать кредиты по заоблачным ставкам и активнее продвигать дополнительные услуги? В этом клубке ответственность лежит на всех и глупо обвинять во всем только автодилеров, считает директор направления автомобилей с пробегом холдинга «Максимум» Александр Кустов:

Александр Кустов директор направления автомобилей с пробегом холдинга «Максимум» «Как дилерам выживать? Я бы тоже на самом деле хотел услышать ответ на этот вопрос, сами пытаемся его выяснить. Если мы говорим про реальную ставку, которую сейчас наши клиенты видят в своих кредитных договорах, то она, конечно, уже 28% и больше. То есть она уже очень-очень высокая. Вообще, насколько реальна угроза этого наказания для дилеров? Эта угроза абсолютно реальна, и дилерское сообщество уже начало некую перестройку. Перестройку того, как они вообще взаимодействуют с клиентами, как они предлагают и продают эти дополнительные продукты. То есть сейчас, понимая, что эта угроза уже не сказка, а реальность, мы, например, рассказываем достаточно подробно нашим клиентам о всех продуктах, которые мы продаем вместе с автомобилем».

В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» подтвердили получение писем от банков-партнеров с новыми правилами. Предписывается воздержаться от навязывания дополнительных услуг при оформлении автокредитов, например, обязательной гарантии на автомобиль. Это самая популярная опция, которая была все это время «по умолчанию».

ВТБ ужесточил «систему контроля продаж дополнительных продуктов и услуг непосредственно их поставщиками, а не дилерами», подтвердил РБК представитель банка. Требования к поставщикам дополнительных услуг в дилерском бизнесе изменились с 1 октября, подтвердили в автодилере «Рольф». Рынок перестраивается, но обманываться не стоит, говорит член совета директоров группы содействия «Дельта» Глеб Виленский:

Глеб Виленский член совета директоров группы содействия «Дельта» «Проблема добавления к базовой цене машины всяких довесков со стороны дилера, речь идет об установке дополнительного оборудования, от которого невозможно отказаться, навязывание финансовых услуг, страховок того, чего не надо страховать, и так далее. Эта проблема существует уже лет 10, если не больше, у нас рынок не покупателя, а продавца в области автомобилей. И сейчас, поскольку дефицит автомобилей очень велик, особенно это касается популярных марок, а не дешевых китайцев, которые продаются по заоблачным ценам, соответственно, у дилеров возникает большое искушение заработать лишних денег, предлагая что-то необязательное. До сих пор способа эффективной борьбы с этим не было, на самом деле способ всегда только один — потребитель должен отказываться от сделки, если она предлагается на невыгодных ему условиях. Никакие контрольные меры, поскольку речь идет о свободном рынке, ни ЦБ, ни обычные банки здесь не в силах на это повлиять. Сами банки склонны постоянно навязывать квазиуслуги при заключении договоров на кредитование, абонементные программы, дополнительные услуги, которые незаметно для клиента включаются в тело кредита, и только после очень серьезных требований потом потребитель добивается того, чтобы ему показали, откуда взялась такая большая сумма ежемесячного платежа. Это существует давно, на эту тему ЦБ постоянно выпускает требования, но воз и ныне там».

Клиентам автодилеров стоит помнить о своих правах. По закону можно отказаться от дополнительных услуг, приобретенных вместе с кредитом, в течение 30 дней с момента заключения сделки. При отказе клиент может также потребовать вернуть все уплаченные деньги.

До последнего времени у автодилеров были лазейки, на что указывает и ЦБ. Например, в договоре прописывалось, что возврат денег не предполагается, или что услуга активируется в момент подписания, то есть считается оказанной. Это позволяло автодилерам оплату не возвращать. Регулярные предписания ЦБ как раз и пытаются сделать такую практику противозаконной.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию