Швыдкой: полемика вокруг «Нуреева» вскрыла болезненную проблему отношений художника и заказчика
Лента новостей
Покажут ли балет «Нуреев» в следующем сезоне? Какие проблемы вскрыла полемика вокруг будущего спектакля в Большом театре? Об этом — реплика экс-министра культуры
На мой взгляд, нет оснований сомневаться в том, что судьба балета «Нуреев» будет именно такой, о которой говорил генеральный директор Большого театра Владимир Урин. В высшей степени яркая работа композитора Ильи Демуцкого, режиссера Кирилла Серебереникова и хореографа Юрия Посохова увидит свет рампы уже в следующем сезоне. Но явная или скрытая полемика вокруг будущего спектакля помимо всего прочего вскрыла весьма болезненную проблему взаимоотношений художника и заказчика. При этом заказчик может быть как представителем государства, так и частным инвестором, который хочет получить за свои деньги не только первоклассное, но и устраивающее его по эстетическим и этическим качествам творческое произведение. Практика показывает, что у частного продюсера прав куда больше, чем у представителя государства. Тем более у государства, конституция которого запрещает как государственную идеологию, так и государственную эстетику. Замечу, что болезненность этой проблемы характерна не только для нашей страны. При том, что в Западной Европе и Северной Америке регламент взаимоотношений сторон при создании произведения искусства прописан весьма детально и имеет давнюю историю.
Стоит вспомнить знаменитый рассказ Фрэнсиса Копполы о том, как продюсеры уговаривали его снимать второй фильм о «Крестном отце». Режиссер, который не собирался второй раз входить в одну и ту же воду, как мог отказывался от этого предложения, выдвигая требования, с его точки зрения, неприемлемые для продюсеров. Он дошел до святая святых любого кинематографического контракта, потребовав право на финальный монтаж фильма, которое всегда остается за продюсерами. И когда продюсеры отдали ему даже эту «священную корову» Голливуда, он вынужден был взяться за работу.
В современном кинематографе и театре, в целом в исполнительских искусствах, продюсер обладает, как правило, большими и уж точно не меньшими правами, чем художник. Собственно говоря, в нынешней культуре настоящий продюсер обязательно должен быть креативным локомотивом любого творческого процесса, и к тому же, посредником между художником и инвесторами, а затем между новым произведением искусства и публикой. Замечу, что именно Владимир Урин, после успеха балета «Герой нашего времени» решил вновь пригласить ту же творческую команду — Илью Демуцкого, Кирилла Серебреникова и хореографа Юрия Посохова для создания нового спектакля — «Нуреев». Историки театра будут выяснять вопрос, кому первому в голову пришла идея этой постановки, но без решимости генерального директора Большого театра она не могла бы состояться. Даже при весьма зыбких российских регламентах о его праве вмешиваться в творческий процесс.