16+
Пятница, 27 января 2023
  • BRENT $ 87.58 / ₽ 6054
  • RTS985.85
6 декабря 2022, 12:17 ФинансыМакроэкономика

Мирный план: о чем говорит бюджет России на 2023-2025 годы? Комментарий Семена Новопрудского

Лента новостей

Обычно люди редко обращают внимание на цифры государственного бюджета, но с учетом текущих событий сейчас изучение цифр бюджета России имеет важное значение для понимания ближайших планов государства. Госбюджет на 2023-2025 годы скорее успокаивает, чем напрягает, считает колумнист

Семен Новопрудский.
Семен Новопрудский. Фото: Татьяна Фролова

Обычно люди редко обращают внимание на цифры государственного бюджета: нам гораздо интереснее состояние личных и семейных финансов. Но с учетом сбывшегося китайского проклятия «чтобы вы жили в интересное время» сейчас изучение цифр бюджета России имеет важное значение для понимания ближайших планов государства и даже некоторый психотерапевтический эффект. Так вот, госбюджет на 2023-2025 годы скорее успокаивает, чем напрягает.

5 декабря, в день введения потенциально самых неприятных санкций для российской экономики — потолка цен на российскую нефть странами «Большой семерки», ЕС (кроме Венгрии) и рядом других государств, президент России утвердил федеральный бюджет на 2023-2025 годы. Разумеется, никакой уверенности в том, что заданные параметры бюджета будут исполнены, нет: три года по нынешним временам запредельно долгий срок планирования, за который все вокруг может измениться до неузнаваемости. Вряд ли кто-то в 2019 году мог в деталях предположить, что нам придется пережить в 2020-2022 годах. Но как декларацию намерений российского государства в экономике и социальной политике бюджет 2023-2025, несомненно, можно принимать абсолютно серьезно.

Итак, более трети бюджетных расходов в 2023 году будут направлены на социальное обеспечение граждан. Сокращать долю и объем социальных расходов государство не собирается, и это первый явный «мирный» сигнал. Динамика доходов, расходов и дефицита бюджета показывает, что Россия все-таки делает ставку не на мобилизационную экономику: на три года запланирован плавный рост доходов при отсутствии существенного роста расходов (чего можно было бы ожидать в контексте специальной военной операции) и постепенном уменьшении (а не увеличении!) дефицита бюджета.

Объем доходов бюджета в 2023 году должен составить 26,1 трлн рублей, в 2024-м — 27,2 трлн рублей, а в 2025-м — 27,9 трлн рублей. Конечно, с учетом более чем вероятного сокращения положительного сальдо во внешней торговле и нефтегазовых доходов, можно ожидать некоторого увеличения фискальной нагрузки на сырьевые компании. Именно они все равно будут оставаться основными донорами бюджета, и вряд ли кто-то еще способен обеспечить рост доходов казны. Расходы бюджета документ предусматривает в 2023 году на уровне 29 трлн рублей, в 2024 году — 29,4 трлн рублей, а в 2025-м — 29,2 трлн. То есть в 2025-м даже меньше, чем 2024-м. Тем не менее, по сравнению, с бюджетом-2022 в том виде, в котором его принимали в конце 2021 года, рост расходов все-таки окажется взрывным: в бюджете-2022 изначально были заложены расходы в объеме 23,69 трлн рублей. Нет сомнений, что по итогам уходящего года они окажутся минимум на 10-15% больше.

Дефицит бюджета в 2023 году запланирован в объеме 2% ВВП, в 2024-м — 1,4% ВВП, в 2025-м — 0,7% ВВП. Для сравнения, по действующим в Евросоюзе с либеральной рыночной экономикой Маастрихтским критериям, у стран — членов объединения дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП. То есть макроэкономическая стабильность как основа экономической политики и сохранение базовых принципов рыночной экономики в цифрах бюджета России на ближайшие три года достаточно очевидны. Никакого наращивания расходов «любой ценой» там нет и в помине.

Основным источником покрытия дефицита бюджета прописаны государственные заимствования, а не денежная эмиссия. В нынешних условиях, когда у России сильно ограничены возможности занимать деньги на внешних рынках у частных инвесторов, внутренние государственные заимствования — относительно рыночный механизм регулирования дефицита бюджета.

Конечно, выполнение бюджета и в 2023 году, и в два последующих, во многом будет зависеть от наличия или отсутствия новых внеэкономических шоков и отложенного эффекта санкций. В частности, пока сложно предугадать динамику нефтегазовых доходов бюджета и мировых цен на нефть. Пока, например, российская нефть в моменте дешевле потолка цен в 60 долларов за баррель, установленного в качестве меры наказания. Кроме того, Россию, по всей вероятности, ожидает уменьшение доходов от продажи газа после резкого сжатия поставок в Европу. Однако в случае политической деэскалации Европа вполне может нарастить поставки газа из России на горизонте трех лет даже под публичные разговоры о полном уходе от газовой зависимости от Москвы.

В любом случае, бюджет 2023-2025 выглядит как документ, описывающий поступательное и достаточно мирное экономическое развитие страны с контролируемым ростом расходов и доходов, а не как перевод национальной экономики на военные рельсы.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию